«Философия хозяйства» (Булгаков С. Н.)
«Филосо́фия хозя́йства», первый крупный философский труд С. Н. Булгакова, в котором экономическая деятельность человека рассматривается с точки зрения метафизических оснований. В этом сочинении Булгаков приступил к систематическому построению раннего варианта своей софиологии, который завершён в работе «Свет Невечерний». Опубликован в 1912 г.
История создания
В основе работы «Философия хозяйства» лежит докторская диссертация по политической экономии, которую С. Н. Булгаков защитил в Московском университете в 1912 г. Авторское предисловие к книге датируется январём 1912 г.
Первую попытку защиты диссертации по политической экономии Булгаков предпринял в 1900 г. Окончив Московский университет (юридический факультет), Булгаков начал писать её на кафедре политической экономии и статистики (по рекомендации А. И. Чупрова). Для завершения работы был отправлен в научную командировку в Германию (1898–1900). Результатом стало исследование «Капитализм и земледелие», посвящённое проблемам молодого российского капитализма, развивающегося в условиях преимущественно аграрной экономики. Марксистская экономическая методология, на которую опирался Булгаков (в частности, закон концентрации производства в индустриальном секторе), оказалась, согласно его выводам, неприменима к российским крестьянским хозяйствам и земледелию в целом. Исследование не было одобрено диссертационной комиссией (при этом Булгакову присуждена магистерская степень).
В последующее десятилетие Булгаков отдалился от марксизма, стал одним из ведущих деятелей московского религиозно-философского круга [участие в сборнике «Проблемы идеализма» (1902), редактирование журнала «Новый путь» (1904), основание Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва (1905), сотрудничество с изданиями «Вопросы жизни», «Свобода и культура», «Век», участие в сборниках «Вопросы религии», «Вехи» (1909) и др.]. Экономическое учение Булгакова в этот период претерпевает трансформацию от критического марксизма к метафизическим основаниям хозяйства. Одновременно его философия эволюционирует от марксизма к идеализму, а социально-политические воззрения ведут к формированию идеала христианской общественности и христианского социализма.
В работах 1901–1912 гг. социально-экономическая проблематика рассматривается в сочетании с вопросами эстетики и религиозных оснований культуры. Отныне понятия «земледелие», «труд», «хозяйство» Булгаков связывает с вопросом о сущности человеческого творчества, частью которого является хозяйственная деятельность.
Предпосылки к «софийному» пониманию хозяйствующего субъекта содержатся в трудах Булгакова 1900-х гг., например в «Кратком очерке политической экономии» (1906). Ключевые темы работы «Философия хозяйства» предварительно разрабатывались также в публицистике этого периода, в том числе в статьях «Основные проблемы теории прогресса», «Что даёт современному сознанию философия Владимира Соловьёва?», «О социальном идеале» и др. (вошли в сборник «От марксизма к идеализму» 1903), и особенно в статьях «Религия человекобожия у Л. Фейербаха» (1905) и «Карл Маркс как религиозный тип» (1906), а также «Апокалиптика и социализм», «Христианство и социальный вопрос», «Церковь и культура» и др. (объединены в 2-томнике «Два града. Исследования о природе общественных идеалов», 1911). В статье «Природа в философии Владимира Соловьёва» (первоначально доклад на заседании Московского психологического общества в память 10-летия смерти философа) метафизику природы последнего Булгаков определяет как философию хозяйства (Булгаков. 1993. С. 32).
В начале 1910-х гг. Булгаков обратился к теме Софии Премудрости Божией и приступил к построению своей софиологии, которая должна была органически включиться в проект новой философии экономической деятельности. Определяющим принципом социального бытия в этой философии является не «материальный базис», а основания духовного порядка, что требовало заново поставить вопрос о реальном субъекте хозяйства – и, шире, о субъекте знания, культуры и истории в целом.
Книга «Философия хозяйства. Часть первая: Мир как хозяйство» имела подзаголовок «Исследование религиозно-метафизических основ хозяйственного процесса». Предварительно в философской периодике были опубликованы глава 1 «Проблемы философии хозяйства», глава 5 «Природа науки», глава 9 «Экономический материализм как философия хозяйства». В предисловии Булгаков указал, что его труд будет иметь продолжение во второй части, где будет поставлена «проблема оправдания хозяйства – его аксиология и эсхатология» (Булгаков. 1993. С. 51), исследована этика хозяйства в связи с вопросами смысла истории и культуры. Вторая часть была анонсирована издательством «Путь» под названием «Оправдание хозяйства. Этика и эсхатология», но не опубликована. Её замысел был до некоторой степени реализован в работе «Свет Невечерний» (1917) и сборнике статей «Тихие думы» (1918).
В предисловии Булгаков обозначил выход своей книги как особо значимый этап своей творческой биографии (Булгаков. 1993. С. 49). После публикации работы «Философия хозяйства» Булгаков продолжил читать лекции по политической экономии, однако в творческом плане его интересы сосредоточились в религиозно-философской сфере. Этот этап закончился выходом книги «Свет Невечерний», участием в работе Поместного собора Православной российской церкви 1917–1918 гг. и принятием священного сана.
Структура и основные идеи
В кратком предисловии Булгаков утверждает, что основная проблема его работы – «понять мир как объект трудового, хозяйственного воздействия» (Булгаков. 1993. С. 49) есть важнейшая задача современной философии. Особо отмечается её острота для современного религиозного сознания, поставленного перед необходимостью оправдания христианства с точки зрения онтологии и космологии. Поэтому проблема хозяйства ставится им «в троякой постановке: научно-эмпирической, трансцендентально-критической и метафизической» (Булгаков. 1993. С. 50), причём именно метафизика (онтология и натурфилософия) является окончательной инстанцией разрешения проблемы, которое будет связано с построением «трансцендентального субъекта» хозяйства.
Поставленные проблемы рассмотрены в девяти главах книги.
В 1-й главе, «Проблема философии хозяйства», рассмотрены вопросы, связанные с теорией экономического материализма, его значением и причинами его господства в современной экономической науке, чем, по мысли Булгакова, обусловлен её кризис. Определяются общие основания философии, её понятие, автономность философии по отношению к искусству и науке и её связь с «жизнью» как с универсальным целым, которое и является объектом действия мирового хозяйства. Последнее понимается как «борьба за жизнь» в ходе трудовой хозяйственной деятельности, при котором осуществляются «очеловечение природы» и её превращение в «культуру».
Во 2-й главе, «Натурфилософские основы теории хозяйства», проблемы философии хозяйства рассматриваются в фокусе критики ряда положений трансцендентальной философии И. Канта, однако с попытками переосмысления используемого Кантом понятийного аппарата. Теория хозяйства предполагает его рассмотрение в отношении априорных оснований, действия и цели, а задача преодоления «квиетистического идеализма» Канта (и ещё более «иллюзионизма» И. Г. Фихте) диктуется необходимостью перехода к «действительности», поскольку «практическая» философия Канта говорит не о практике (действии), а лишь о нормах правильного поведения в сознании субъекта. Основания для такого прорыва к «действительности» были заложены в идее натурфилософии и учении о тождестве и Абсолюте Ф. В. Шеллинга, утверждающих монизм жизни и целесообразность природы.
В 3-й главе, «Значение основных хозяйственных функций», утверждается «физический коммунизм бытия» (Булгаков. 1993. С. 109), что означает тотальное равенство всего сущего перед жизнью и смертью (панзоизм и пантанатизм), тождество живого и неживого перед единством природы. Организму жизни противостоит «безжизненный мэон», материя, которая претворяется в жизнь в «питании», понимаемом как универсальное основание всего мирового процесса, делающее хозяйство возможным. Отсюда ставится вопрос о действительном и всеобщем субъекте хозяйствования и поднимается проблема его реальности.
Реальность субъекта хозяйствования становится главной в 4-й главе «О трансцендентальном субъекте хозяйства», посвящённой обоснованию трансцендентального субъекта хозяйства, которому кантовский трансцендентальный субъект подобен во всём, кроме реальности существования. В поисках основания такого субъекта Булгаков обращается к Притч. 8:22–31 и библейской Софии Премудрости Божией, аналогичной Мировой Душе Платона. «Небесная София» соотносится с «Софией эмпирической», т. е. историческим человечеством, что позволяет говорить о софийности твари и утверждать софийность хозяйства в качестве его онтологической основы и целеполагания.
Пятая глава, «Природа науки», раскрывает «наукоучение» Булгакова, основная идея которого состоит в том, что наука «хозяйственна» и есть «отрасль общей хозяйственной деятельности человека» (Булгаков. 1993. С. 184), строго организованная и систематическая, направленная на извлечение начала жизни из мэонического бытия. Трансцендентальный субъект науки тот же, что и трансцендентальный субъект хозяйства, – совокупное человечество. Рассматриваются различные аспекты науки, в том числе классификация наук, фундаментальные основания научного знания (априоризм, идеализм, прагматизм, антропологизм, инструментализм), направления науки (рационализм, механицизм, органицизм), критерии науки, вопрос о «научности» философии. Утверждается софийность науки как «хозяйства разума».
Шестая глава, «Хозяйство как синтез свободы и необходимости», посвящена проблеме свободы и необходимости. Их антиномизм непреодолим логически, однако в хозяйстве как в действии осуществляется их синтез, составляющий содержание «духа хозяйства» и позволяющий дедуцировать понятие истории и выявить её закономерности.
В 7-й главе, «Границы социального детерминизма», Булгаков анализирует феномен социальной науки, её предмет и объект, в качестве которого называется социальный организм, а также распространённые в ней методологические заблуждения (социальный детерминизм), ведущие к «статистической и социологической стилизации действительности» (Булгаков. 1993. С. 247) и распространению псевдонаучных мировоззренческих доктрин («научный социализм»).
В 8-й главе, «Феноменология хозяйства», ставится вопрос о критериях научности политической экономии. Девятая глава, «Экономический материализм как философия хозяйства», посвящена онтологии, гносеологии и метафизике экономического материализма. Марксистская экономическая теория, с точки зрения Булгакова, становится утопичной, когда она переходит экономические границы и претендует на научный абсолютизм и прогностическую всесильность. Между тем «правда» марксизма состоит в том, что в нём отражается «хозяйственный трагизм человеческой жизни» (Булгаков. 1993. С. 297).
Проблематика работы «Философия хозяйства», особенно в обосновании трансцендентального субъекта хозяйства, была в значительной степени подготовлена предшествующей русской религиозно-философской мыслью (идеи соборного, или мирового, разума, учение Вл. С. Соловьёва о всеединстве, Богочеловечестве и Софии, философия «общего дела» Н. Ф. Фёдорова и др.). Взяв на вооружение учение о тождестве духа и природы, заложенное «новой натурфилософией» Ф. В. Шеллинга, Булгаков находит идею своего деятельного хозяйствующего субъекта, отличного от марксистского мирового пролетариата, в Софии как Мировой Душе или «умопостигаемом Человечестве», эмпирически совпадающем с историческим человечеством и метафизически причастном к каждой отдельной личности. Специфику своей работы он определяет так: «Маркс переводится на язык Платона, Бёме, Шеллинга, Вл. Соловьёва» (Булгаков. 1993. С. 305). Речь идёт уже не об экономической теории, а о метафизике хозяйственной деятельности. Первичным её фактором является жизнь как таковая, опытно переживаемая и познаваемая как некая конкретная целостность. Эта жизнь сама по себе есть и первоначало, и предел философствующего самосознания. Она есть «материнское лоно» всех индивидуальных существований, в них она сохраняет свою тождественность и единую природу.
В человеческом производящем труде осуществляется единство истории, хозяйства, знания, культуры. Природа, будучи произведением божественного творчества, становится объектом творчества человеческого. Человек творит из уже имеющегося перед ним природного материала, придавая ему разумную, очеловеченную форму. В этом процессе человек не создаёт «метафизически нового», но восстанавливает связь созидательных организующих сил природы, преодолевая её хаотичность и смертоносность. Содержанием хозяйственной деятельности является восстановление жизни, а основой – потребление, поедание «хлеба» мировой материи, в котором осуществляется история. Питание является самым наглядным и непосредственным видом потребления, а его сверхприродное основание установлено в Евхаристии. Конечная цель хозяйства – победа культуры над природой, однако её достижение возможно лишь в эсхатологической перспективе и «сверххозяйстве».
В работе «Философия хозяйства» Булгаков заложил основы своей софиологии. Он отождествил идею Софии с Мировой Душой Платона, которая под разными именами и личинами [«целокупное человечество, Душа мира, Божественная София, Плерома, Natura Naturans» (Булгаков. 1993. С. 143)] была известна Платону, Плотину и стоикам, отцам и учителям Церкви (Ориген и особенно Афанасий Александрийский), представителям неортодоксальной средневековой и нововременной мистики и немецкого идеализма (Шеллинг) и приобрела исключительное значение в русской философии, в первую очередь у Вл. С. Соловьёва, у которого «учение о Мировой Душе или о человечестве как о Божественной Софии занимает центральное место» (Булгаков. 1993. С. 143).
Хозяйственная деятельность человека имеет перед собой тот же объект, что и Бог, – природу. Бог творит из ничего, человеческое же творчество не является творением «метафизически нового» – человек, будучи тварным, творит из уже созданного. Овладевая силами природы, он восстанавливает в ней связь производящих сил, творит мир – культуру, воплощая в нём «данное, сделавшееся заданным». В свободном трудовом историческом процессе человек воспроизводит то, что предвечно есть, как идеальный первообраз (Булгаков. 1993. С. 159). Содержанием хозяйственной деятельности человека, следовательно, является не творчество жизни, но восстановление жизни, в пределе – всеобщее оживление в результате хозяйственного труда (Булгаков. 1993. С. 162).
Задача хозяйства – победа культуры над природой, «очеловечивание природы» (Булгаков. 1993. С. 160), возведение «мира на высшую космогоническую ступень» (Булгаков. 1993. С. 167). В хозяйстве как едином божественно-космическо-человеческом процессе «творится общее дело всего человечества» (Булгаков. 1993. С. 147). Окончательная цель мирового процесса – «победа космоса над хаосом», но достижима она лишь за границами истории, где будет достигнута и цель хозяйства – «сверххозяйство».
Влияние
Ранее или одновременно с Булгаковым идеи значимости духовно-религиозных факторов в формировании основ хозяйственно-экономической жизни выдвигали в полемике с марксизмом М. Вебер, В. Зомбарт, а позже представители «консервативной революции» и др. Собственный взгляд на проблему предлагали С. Л. Франк («Духовные основы общества. Введение в социальную философию», Париж, 1930), а также С. А. Левицкий («Основы органического мировоззрения», 1947), разрабатывавший философию солидаризма. Практически к сходным идеям пришёл Г. Форд, подытоживший свою деятельность в книге «Моя жизнь. Мои достижения», где он утверждал, что предпринимателем движет не идея выгоды, а стремление к общественному благу.
В 1970-е гг. американский историк Дж. Патнэм в книге «Русские альтернативы марксизму: христианский социализм и идеалистический либерализм в XX в.» заявил о мировом значении идей русского христианского социализма (Гальцева. 1998. С. 101–121). С 1999 г. Центр общественных наук и экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова издают альманах «Философия хозяйства» (главный редактор Ю. М. Осипов).