Фёдоров Николай Фёдорович
Фёдоров Никола́й Фёдорович [26.5(7.6).1829, село Ключи Елатомского уезда Тамбовской губернии, ныне Рязанской области – 15(28).12.1903, Москва], русский мыслитель-утопист, представитель русского космизма. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина. Окончил Тамбовскую гимназию (1849), затем учился в Ришельёвском лицее в Одессе (1849–1852). В 1854–1868 гг. преподавал историю и географию в уездных училищах Средней России. В 1869–1873 гг. работал в Чертковской библиотеке, в 1874–1898 гг. – в библиотеке Румянцевского музея. Внёс большой вклад в развитие русского книговедения.
Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги. После смерти Фёдорова его ученики – В. А. Кожевников и Н. П. Петерсон – подготовили к печати трёхтомное собрание его работ под названием «Философия общего дела» (опубликованы т. 1–2, 1906–1913).
Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощённости его слепой силой природы, Фёдоров выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции – воскрешение предков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Фёдоровым как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» – разрыва между мыслью и делом, «учёными» и «неучёными», богатством и бедностью, городом и деревней. Утверждая культ предков как основу истинной религии, Фёдоров разошёлся с традиционным христианством. Христианскую идею личного спасения Фёдоров считал противоположной делу всеобщего спасения и потому безнравственной: нужно жить не для себя (эгоизм) и не только для других (альтруизм), но со всеми и для всех; это – союз живущих (сыновей) для воскрешения умерших (отцов). Социальная утопия Фёдорова консервативна: она покоится на идеализации патриархально-родственных отношений, противопоставляемых «неродственному» («небратскому») состоянию цивилизации. Философские идеи Фёдорова вызывали большой интерес у Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. С. Соловьёва; с ними связаны научно-философские идеи К. Э. Циолковского. Фёдоров оказал влияние на литературное творчество А. П. Платонова и Н. А. Заболоцкого.