«Вехи»
«Ве́хи», сборник статей, посвящённых анализу мировоззрения русской социалистической интеллигенции. Издан в марте 1909 г. в Москве по инициативе и под руководством М. О. Гершензона. Получив широкий общественный резонанс, к апрелю 1910 г. выдержал 4 переиздания. Авторы сборника, большинство которых прежде получило широкую известность как социалистические, прежде всего – марксистские, теоретики и публицисты, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве и С. Л. Франк выступили с критикой мировоззрения радикальной интеллигенции, которую они считали главной идейной силой Революции 1905–1907 гг., виновной в развязывании «левого» экстремизма, сопровождавшегося «правым» радикализмом власти и поддерживавших её националистических сил.
«Вехи» подвергли принципиальной критике «безрелигиозность», нигилизм, «отщепенство от государства» интеллигенции, выдвигаемый ею примат политики над духовной жизнью, преобладание задач распределения над задачами производства. Большинство авторов (Бердяев, Булгаков, Кистяковский, Струве, Франк) в 1902 г. приняли участие в составленном самим Струве и П. И. Новгородцевым сборнике статей «Проблемы идеализма», стремясь заменить в философской основе радикального социализма материализм и позитивизм на идеализм и сблизить его с либеральным движением. Теперь авторы сборника «Вехи» стремились показать разрушительность социалистической идеологии и практики, неспособность их к созиданию, враждебность культуре. Авторы «Вех» искали причины поражения Революции 1905–1907 гг. и находили их в специфическом мировоззрении интеллигенции. Выступая против любой партийности в философии, науке и этике, участники «Вех» считали, что только религиозные начала социального бытия способны обеспечить положительное творчество в жизни и культуре. Интеллигенции предлагалось обратиться к идеям личной ответственности и права, отказаться от мессианских претензий.
Хотя преобладающая часть критических тезисов авторов «Вех» против революционной русской интеллигенции была уже высказана в политической и художественной литературе, эта критика, тем не менее, не ставила своей целью пересмотра революционной стратегии, как это следовало из проповеди «Вех». Именно потому, что самокритика интеллигенции оказалась направлена против революции, выход сборника вызвал широкую общественную полемику, в которой подавляющее большинство известных деятелей социал-демократического, неонароднического и либерального направлений осудили позицию «Вех». В своих сборниках статей «В защиту интеллигенции» (1909), «"Вехи" как знамение времени» (1910), «Интеллигенция в России» (1910) они выступили с опровержением «веховской» критики интеллигенции. Одновременно появление «Вех» приветствовали В. В. Розанов, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), Андрей Белый.
Под влиянием успеха и критики сборника Струве попытался монополизировать в своих руках лидерство в толковании идейного наследия «Вех», вменяя ему некую особую интеллектуальную роль в традиции «либерального консерватизма». «Вехи» стали самым известным сборником в серии, объединённой авторством Струве, Бердяева, Булгакова и Франка: «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» и «Из глубины» (1918). В эмиграции в начале 1920-х гг. Струве предпринимал попытки переиздать «Вехи» с новым предисловием и составить в его продолжение новый сборник, но неудачно. В России сборник был переиздан в 1991 г. и далее неоднократно переиздавался. Успех «Вех» вызвал к жизни проект просоветского сборника «Смена вех» (1921), сборники евразийцев, другие многочисленные подражания в русской публицистике в дореволюционное, советское и постсоветское время, а также в среде русской эмиграции, в жанре «идейных» сборников-манифестов по ключевым общественным вопросам.