Самосознание
Самосозна́ние, осознание субъектом самого себя, т. е. состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений), в некоторых случаях включает в себя самооценку; важнейшая характеристика сознания.
Самосознание – одно из центральных понятий новоевропейской философии. Так, для Р. Декарта это единственно достоверное, несомненное знание, являющееся основанием всей системы знания. И. Кант различал эмпирическое самосознание (внутренний опыт) и самосознание трансцендентального субъекта (трансцендентальное единство апперцепции), которое является высшим основоположением знания и лежит в основе единства опыта и сознания (вместе с тем Кант, в отличие от большинства представителей классической философии, не считал самосознание видом знания). В феноменологии Э. Гуссерля самосознание, понимаемое как рефлексия, сближаемое с созерцанием и особого рода самовосприятием, даёт самодостоверное интуитивное знание.
В эмпирической психологии 19 в. самосознание легло в основу интроспекции – самонаблюдения как основного метода этой науки. При этом поскольку акт самосознания включается в само поле сознания и тем самым меняет его, то У. Джеймс, например, считал, что можно говорить не об интроспекции, а только о ретроспекции, т. е. не о восприятии данных сознания, а о воспоминании о том, что только что имело место, но более уже не существует.
В неклассической теории познания исходным для понимания самосознания является не осознание сознания, а восприятие собственного тела и его места в системе других тел и событий физического мира. Это самовосприятие (отличное от того самовосприятия состояний и структур сознания, о котором говорит феноменология) является необходимым условием восприятия внешнего мира как существующего независимо от воспринимающего субъекта. Как подчёркивает Дж. Гибсон, самовосприятие и восприятие внешнего мира – это два полюса процесса восприятия – субъективный и объективный.
Высшую форму самосознания представляет собой рефлексия, когда субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в том числе и своего Я. Само Я возникает как продукт рефлексии, как результат отношения к себе со стороны обобщённого другого субъекта и возможно лишь в рамках коммуникативного взаимодействия с другими людьми с помощью языка. Самосознание в случае рефлексии – это не просто знание о том, что есть, а всегда способ критического переосмысления сложившихся систем деятельности, принятых установок, имеющейся Я-концепции. Поэтому самосознание есть также пересоздание объекта рефлексии, в том числе и самого Я. Если для И. Канта и И. Г. Фихте высшим принципом самосознания было положение Я=Я, то с точки зрения современного понимания рефлексия, направленная на Я, служит способом изменения собственной идентичности.