#Философия в РоссииФилософия в РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегФилософия в РоссииФилософия в РоссииНайденo 84 статьиФилософские произведенияФилософские произведения «Личность, общество и Церковь»«Ли́чность, о́бщество и Це́рковь», совместный трактат Л. А. Тихомирова и К. П. Победоносцева, изданный в 1913 г. в Сергиевом Посаде в серии «Религиозно-философская библиотека». Работа составлена из более ранних статей авторов: одноимённая брошюра Тихомирова вышла в 1903 г.; раздел Победоносцева представляет собой сокращённый вариант статьи «Церковь» из «Московского сборника» 1896 г. Трактат посвящён осмыслению соотношения указанных в заголовке понятий и специфики русского православия на фоне протестантизма и католицизма.Религиозно-философские произведения «Свет Невечерний. Созерцания и умозрения»«Свет Невече́рний. Созерца́ния и умозре́ния», религиозно-философское сочинение С. Н. Булгакова, в котором он поставил вопрос об условиях возможности религиозного опыта, исследовал природу религиозного сознания, впервые в виде систематического учения изложил ранний вариант своей софиологии. Опубликовано в 1917 г. Самое крупное произведение, завершающее философский период творчества Булгакова (1901–1925). Позднее Булгаков прокомментировал и пересмотрел некоторые положения книги в статье «Ипостась и ипостасность: Scholia к "Свету Невечернему"» (1925).Религиозно-философские произведения «Философия хозяйства» (Булгаков С. Н.)«Филосо́фия хозя́йства», первый крупный философский труд С. Н. Булгакова, в котором экономическая деятельность человека рассматривается с точки зрения метафизических оснований. В основе работы «Философия хозяйства» лежала докторская диссертация по политической экономии, которую Булгаков защитил в Московском университете в 1912 г. Тогда же опубликована в качестве книги. В этом сочинении Булгаков приступил к систематическому построению раннего варианта своей софиологии, который завершён в работе «Свет Невечерний». Основная задача, поставленная автором, заключалась в понимании мира как объекта трудового, хозяйственного воздействия. Проблема хозяйства ставилась в сочинении в тройной перспективе: научно-эмпирической, трансцендентально-критической и метафизической.Религиозно-философские школы, направления, движения Мистический анархизмМисти́ческий анархи́зм, направление в теории анархизма, которое признаёт мистический опыт в качестве главного источника постижения идеи свободы как безвластия. Мистические анархисты полагают, что трансформация общества должна происходить ненасильственно, посредством приобщения людей к неиерархическим формам мистицизма, эзотеризма и культуре масонства. Термин «мистический анархизм» ввёл поэт Г. И. Чулков в 1905 г.Философские произведения «Лес (hyle)»«Лес (hyle)», лекционный курс русского философа и переводчика В. В. Бибихина, прочитанный в 1997/1998 учебном году. Ключевые темы курса – феноменология природы, материя и жизнь, биологическое развитие, род как онтологическая и антропологическая категория. В рамках курса предложена авторская реконструкция философской истории биологии, рассматривающая перспективы понимания живого организма, пола, типа и рода – от Аристотеля до современных этологических концепций К. Лоренца, Н. Тинбергена и К. фон Фриша.Термины ПанмонголизмПанмонголи́зм, термин русского философа Вл. С. Соловьёва, использованный в качестве заглавия к стихотворению 1894 г. и отражающий идею опасности с Востока, «жёлтой угрозы», антихристианской силы, призванной разрушить европейскую цивилизацию. Соловьёв поднимал тему национального эгоизма России, не воспринявшей урок «павшей Византии», предрекал её отречение от христианской истины и дальнейшее разрушение дикими восточными племенами. С точки зрения Соловьёва, гибель России стала бы гибелью всей европейско-христианской цивилизации.Философы Братья ГординыБра́тья Го́рдины, Вольф Львович (1884 или 1885 – 1974) и Аба Львович (1887–1964), теоретики анархизма, авторы концепции пананархизма. Специфическая деятельность братьев включала в себя создание искусственного языка (т. н. язык АО), рецепцию философии М. Штирнера (интериндивидуализм), развитие идей космизма и даже написание сказов, поэм, пьес, авангардных манифестов и стихотворений.Философы Велланский Данило МихайловичВелла́нский Дани́ло Миха́йлович (1774–1847), российский медик, философ, педагог, первый пропагандист натурфилософского учения Ф. В. Шеллинга в России. Оказал значительное влияние на школу любомудров и становление шеллингианства в России.Философские произведения «Предмет знания. Об основах и пределах отвлечённого знания»«Предме́т зна́ния. Об осно́вах и преде́лах отвлечённого зна́ния», магистерская диссертация С. Л. Франка, в которой путём преодоления субъект-объектного дуализма обосновывается система абсолютного единства знания и бытия. В основание онтологической системы положена теория познания, предполагающая, что абсолютное бытие дано в «живом знании» (интуиции). Предметно-рациональное знание («отвлечённое») постигает лишь окружающую нас предметную действительность, оно возникает на почве «живого знания». Опубликована в 1915 г. Книга вошла в трилогию, первая часть которой посвящена проблеме познания, вторая – описывает отношение индивидуальной души к предметному бытию («Душа человека. Опыт введения в философскую психологию», 1917), в третьей – поставлена задача обоснования социального и духовного бытия на почве абсолютного бытия («Духовные основы общества», 1930).Философские произведения «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии»«Непостижи́мое. Онтологи́ческое введе́ние в филосо́фию рели́гии», ключевая работа С. Л. Франка, в которой концепция трансрационального единства бытия и сознания, обоснованная в книге «Предмет знания» (1915), развита в направлении философии религиозного опыта, мистического описания абсолютного бытия. Опубликована в 1939 г. Книга опирается на идею единства теологии и философии на почве откровения. «Предмет» философии есть Абсолютное, превосходящее всякое утверждение и отрицание. Оно есть источник всякого бытия, или «непостижимое». В книге последовательно описывается непостижимое в окружающем нас мире («действительности»), нашем собственном бытии («непосредственном самобытии») и объединяющей их «первооснове». В книге обобщены на новом уровне результаты трилогии «Предмет знания» (1915), «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию»» (1917), «Духовные основы общества» (1930). 12345