Тег

Философия в России

Философия в России
Найденo 76 статей
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Философские произведенияФилософские произведения
«Предмет знания. Об основах и пределах отвлечённого знания»
«Предме́т зна́ния. Об осно́вах и преде́лах отвлечённого зна́ния», магистерская диссертация С. Л. Франка, в которой путём преодоления субъект-объектного дуализма обосновывается система абсолютного единства знания и бытия. В основание онтологической системы положена теория познания, предполагающая, что абсолютное бытие дано в «живом знании» (интуиции). Предметно-рациональное знание («отвлечённое») постигает лишь окружающую нас предметную действительность, оно возникает на почве «живого знания». Опубликована в 1915 г. Книга вошла в трилогию, первая часть которой посвящена проблеме познания, вторая – описывает отношение индивидуальной души к предметному бытию («Душа человека. Опыт введения в философскую психологию», 1917), в третьей – поставлена задача обоснования социального и духовного бытия на почве абсолютного бытия («Духовные основы общества», 1930).
Философские произведения
«Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии»
«Непостижи́мое. Онтологи́ческое введе́ние в филосо́фию рели́гии», ключевая работа С. Л. Франка, в которой концепция трансрационального единства бытия и сознания, обоснованная в книге «Предмет знания» (1915), развита в направлении философии религиозного опыта, мистического описания абсолютного бытия. Опубликована в 1939 г. Книга опирается на идею единства теологии и философии на почве откровения. «Предмет» философии есть Абсолютное, превосходящее всякое утверждение и отрицание. Оно есть источник всякого бытия, или «непостижимое». В книге последовательно описывается непостижимое в окружающем нас мире («действительности»), нашем собственном бытии («непосредственном самобытии») и объединяющей их «первооснове». В книге обобщены на новом уровне результаты трилогии «Предмет знания» (1915), «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию»» (1917), «Духовные основы общества» (1930).
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Философы
Друскин Яков Семёнович
Дру́скин Я́ков Семёнович (1902–1980), русский религиозный философ. Брат М. С. Друскина. Религиозно-философская теория познания, разрабатывавшаяся Друскиным с конца 1920-х – начала 1930-х гг., во многом созвучна философии С. Кьеркегора. В богословско-философских сочинениях 1960–1970-х гг., написанных в русле протестантской традиции, Друскин «свободе выбора» противопоставил «выбор невыбора», открывающий путь для проявления в человеке Божественной воли, или благодати, и ведущий его к «абсолютной свободе».
Персоналии
Философские произведения
Рецепция работы В. В. Бибихина «Лес (hyle)» в культуре
Рецепция работы В. В. Бибихина «Лес (hyle)» в культуре. Лекционный курс Бибихина «Лес (hyle)», несмотря на то что был опубликован в 2011 г., успел оставить след не только в поле теоретических дискуссий учеников и исследователей В. В. Бибихина, но и в культуре (прежде всего театральной). Первой попыткой представить вдохновлённую этой работой театральную постановку стал site-specific спектакль «Лес» Д. Мелкина и актёров мастерской Брусникина (премьера состоялась в 2018). Заметной серией культурных событий стал большой театральный проект Б. Павловича «Лес» (2021 – доныне), отмеченный в том числе номинациями на театральную премию «Золотая маска». Проект Павловича объединил серию спектаклей и перформансов, так или иначе отсылающих к курсу Бибихина и инспирированных его прочтением («Лес. Грибы», «Лес. Книга», «Лес. Ожидание», «Лес. Актриса», «Лес. Дневники», «Лес. Квартирник» и др.). Замысел проекта подчёркивает его неиерархичность и лишённость строгого расписания или последовательности, в духе самого бибихинского «Леса»: это антирепертуарный театр, своего рода «проект-грибница», или «спектакль-экосистема», объединяющий разные локации и составы участников. Особый интерес для исследователей может представлять перформанс «Лес. Лекция», в котором была реконструирована лекция Бибихина, прочитанная 5 декабря 1995 г. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Также доступны публичные лекции «Лес. Зритель» и подкаст «Лес. Подслушано».
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Философские произведения
Дискуссия вокруг работы «О сущности правосознания» И. А. Ильина
Дискуссия вокруг работы «О сущности правосознания» И. А. Ильина. Дискуссия зафиксирована в виде черновых записей в архивном документе рукой И. А. Ильина под титулом «Правосознание. Записи на прениях (извлечь умное!)». Н. А. Бердяев критиковал «идеальный образ государства» (И. А. Ильин. «О сущности правосознания». Проспект последней редакции. Записи на прениях о правосознании. Л. 5), созданный Ильиным, указывая на «обожествление» исторической государственности. А. В. Кубицкий подчёркивал, что происходит смешение правосознания и морали при раскрытии вопроса о «взаимном признании» (3-я аксиома правосознания), что приводит к выводу о том, что «госуд[арство] есть организация с моральными задачами» (И. А. Ильин. «О сущности правосознания» ... Л. 8). Г. А. Рачинский отмечал сложность выхода за рамки «личного-интимного» к «предметности» (И. А. Ильин. «О сущности правосознания» ... Л. 9). В. Н. Муравьёв указывал на необходимость учёта двух возможностей ухода в инстинкт при рассмотрении вопроса о «чувстве собственного достоинства» (И. А. Ильин. «О сущности правосознания» ... Л. 14). А. М. Гурвич обращал внимание на значимость не только объективных, но и субъективных (во всём их разнообразии) начал духа, которые могут проявляться в политических «извращениях», а также подчёркивал субсидиарность образа государства, выстроенного Ильиным (И. А. Ильин. «О сущности правосознания» ... Л. 14 об., 36). М. С. Фельдштейн выступал в защиту того, что политическое право уже априори содержит в себе «этический minimum» (И. А. Ильин. «О сущности правосознания» ... Л. 24). Л. А. Егоров считал, что «правосознания можно требовать только от людей госуд[арственного] склада ума, а не от всякого» (И. А. Ильин. «О сущности правосознания» ... Л. 48). Б. И. Сыромятников указывал на отвержение Ильиным государственного формализма, идеализацию государства, восприятие государства только с идеально-духовной стороны. С. А. Котляревский отмечал значимость исторического метода и подхода к государству. Э. Э. Понтович ставил под сомнение возможность существования в истории государства с единой для всех его членов целью.
Иван Ильин. Правосознание. Записи на прениях
Философские произведения
Дискуссия вокруг работы «Лес (hyle)» В. В. Бибихина
Дискуссия вокруг работы «Лес (hyle)» В. В. Бибихина. К числу исследователей, которые выступили продолжателями изучения «внимания миру» и исследований «леса», можно отнести А. В. Ахутина, который сопоставлял философские и богословские проекты В. В. Бибихина и С. С. Хоружего. Ахутин отмечал, что различное понимание паламизма и догмата о сущности и энергии ведёт к разным трактовкам человеческого существования (Ахутин. 2021). У Бибихина эта трактовка связана с аристотелизмом и специфическим автоматизмом эволюционировавшего человека как «софийного автомата», в то время как Хоружий придерживался эссенциалистско-неоплатонического объяснения.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Философы
О кончине И. Е. Орлова
О кончине И. Е. Орлова. Точная дата кончины И. Е. Орлова остаётся документально неподтверждённой. В конце 1920-х – 1930-е гг. обострение философской полемики (например, между механистами и диалектиками, последние из которых оказались победителями) и перевод этих дискуссий в политическую плоскость привели к расширению масштаба репрессий. Весьма вероятно, что, предчувствуя возможность репрессий по отношению к себе как к учёному, печатавшемуся ещё в дореволюционных «Вопросах философии и психологии» и известному сотрудничеством с идеологическими врагами большевиков, И. Е. Орлов, который был в стане механистов, стремился перейти в идеологически нейтральную и, более того, крайне необходимую для развития промышленности сферу – химическое исследование и производство йода и брома.
Персоналии
1
2
3
4
5