Европейский центральный банк
Европе́йский центра́льный банк (ЕЦБ, англ. The European central bank, ECB), центральный банк 20 стран Европейского союза (ЕС) (по состоянию на начало 2023), которые в качестве национальной валюты используют евро. ЕЦБ и национальные центральные банки стран – членов ЕС, внедривших евро, вместе составляют Евросистему [(ЕСЦБ, англ. Eurosystem) – организация, включающая ЕЦБ и национальные центральные банки стран – членов ЕС, использующих евро]. ЕЦБ ответствен за денежно-кредитную политику (ДКП) в еврозоне, обеспечивает безопасность и надёжность финансовых рынков и институтов, осуществляет надзор и регулирование банковской системы. ЕЦБ контролирует наличное денежное обращение в странах еврозоны и работоспособность платёжных систем.
Структура
Председатель ЕЦБ представляет банк на европейских и международных встречах высокого уровня. ЕЦБ имеет 3 органа, принимающих решения:
Совет управляющих (англ. Governing Council) – главный орган, принимающий решения. Состоит из Исполнительного совета и управляющих национальных центральных банков стран еврозоны. Совет принимает решения по ДКП 8 раз в году (каждые 6 недель). На других заседаниях совет обсуждает в основном вопросы, связанные с другими задачами и обязанностями ЕЦБ и Евросистемы. Совет управляющих состоит из 26 членов (после того как 1 января 2023 Хорватия ввела евро в качестве своей валюты и полностью присоединилась к Шенгенской зоне), включая 6 членов Исполнительного совета, имеющих постоянное право голоса, и 20 представителей стран-участниц. Между 20 председателями стран-участниц осуществляется ротация раз в 2 месяца: 5 крупных экономик (Германия, Франция, Испания, Италия, Нидерланды) имеют 4 голоса, 15 оставшихся – 11 голосов.
Исполнительный совет (англ. Executive Board) – занимается повседневной работой ЕЦБ. Состоит из президента и вице-президента ЕЦБ и ещё 4 членов, назначаемых на 8-летний срок лидерами стран еврозоны.
Генеральный совет (англ. General Council) – выполняет консультативную и координирующую роль. Состоит из президента, вице-президента ЕЦБ и управляющих центральными банками всех стран ЕС.
Цель и инструменты денежно-кредитной политики ЕЦБ
Основная цель ЕСЦБ, а соответственно, и ЕЦБ – поддержание ценовой стабильности согласно статье 127(1) «Договора о функционировании Европейского союза». Совет управляющих ЕЦБ после завершения пересмотра своей стратегии в июле 2021 г. определил, что ценовую стабильность лучше всего поддерживать, стремясь к инфляции на уровне 2 % в среднесрочной перспективе. Цель по инфляции установлена для гармонизированного индекса потребительских цен (HICP). Цель симметрична – отрицательные и положительные отклонения от цели одинаково нежелательны. Допускаются краткосрочные отклонения инфляции от цели, что предоставляет необходимую гибкость при проведении ДКП.
Вторичная цель ЕЦБ (без ущерба для цели ценовой стабильности) – поддержка общей экономической политики ЕС с целью содействия достижению целей ЕС, изложенных в статье 3 «Договора о Европейском союзе»: сбалансированный экономический рост, конкурентная рыночная экономика, полная занятость, защита и улучшение качества окружающей среды.
Основной инструмент ДКП – процентные ставки ЕЦБ, устанавливаемые Советом управляющих:
Базовая процентная ставка (ставка по основным операциям рефинансирования). В рамках основных операций рефинансирования банки могут заимствовать денежные средства еженедельно у ЕЦБ под залог по заранее установленной процентной ставке.
Ставка по депозитам. Банки могут размещать средства на депозитах овернайт по заранее установленной ставке, которая ниже ставки по операциям рефинансирования.
Ставка по маржинальным кредитам. Банки могут брать кредиты овернайт по заранее установленной ставке, которая выше основной ставки по операциям рефинансирования.
Ставки по депозитам и по маржинальным кредитам определяют нижний и верхний предел процентной ставки овернайт, по которым банки кредитуют друг друга. Это создаёт коридор процентных ставок денежного рынка.
Другие инструменты ДКП:
До финансового кризиса 2007–2009 гг. ЕЦБ в основном проводил ДКП, устанавливая ставку монетарной политики. После финансового кризиса ЕЦБ расширил набор инструментов своей политики в периоды, когда краткосрочные процентные ставки приблизились к своей эффективной нижней границе (англ. effective lower bound) – к уровню, ниже которого их снижение уже не будет повышать уровень экономической активности. Чтобы обеспечить стабильность цен, ЕЦБ задействовал новые инструменты, в том числе:
сигнал (англ. forward guidance) – разъяснения намерений в отношении будущей ДКП;
покупка частных и государственных финансовых активов (количественное смягчение);
установление отрицательных процентных ставок, которые побуждают банки предоставлять кредиты по низким ставкам, чтобы домохозяйства и предприятия могли брать дешёвые займы;
предоставление банкам столько кредитов, сколько им нужно, под залог по фиксированной процентной ставке;
предоставление банкам долгосрочных кредитов, в том числе кредитов по выгодным ставкам, при условии, что банки одалживают эти деньги населению и бизнесу (TLTRO, операции целевого долгосрочного рефинансирования);
Коммуникация
Решения о ДКП подробно объясняются на пресс-конференциях председателя ЕЦБ, которые проводятся после заседаний по монетарной политике. Кроме того, ЕЦБ регулярно публикует протоколы заседаний (т. н. минутки, англ. minutes), доклады о ДКП, аналитические материалы.
В рамках коммуникационной политики ЕЦБ публикует два типа прогнозов:
узкий (только прогноз по еврозоне в целом без прогнозов по отдельным странам с пояснениями и изменениями предпосылок), готовится сотрудниками ЕЦБ и публикуется в день заседания по монетарной политике в марте и сентябре;
широкий прогноз, готовится при совместном участии сотрудников центральных банков стран – участниц еврозоны и сотрудников ЕЦБ (два раза в год, в июне и декабре). По каждой отдельной стране – участнице еврозоны даётся таблица с прогнозом на следующие три года по трем показателям: реальный ВВП, HICP, безработица.
Политическая независимость
ЕЦБ независим в проведении ДКП. Ни ЕЦБ, ни национальные центральные банки стран еврозоны не имеют права запрашивать или получать инструкции от институтов или органов ЕС, любых правительств государств – членов ЕС. Институты и органы ЕС и правительства государств-членов должны уважать этот принцип и не пытаться влиять на членов Совета управляющих. Евросистема функционально независима. ЕЦБ имеет в своём распоряжении все инструменты и компетенции, необходимые для проведения эффективной ДКП, и уполномочен самостоятельно решать, как и когда их использовать. ЕЦБ имеет право принимать нормативные акты в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач ЕСЦБ, а также в некоторых других случаях, установленных в конкретных актах Совета ЕС.
ЕЦБ и изменение климата
C 2018 г. ЕЦБ стал уделять большое внимание проблеме изменения климата. Так называемый зелёный мандат не стал отдельной целью для ЕЦБ, а оказался частью вторичной цели ДКП по поддержанию экономической политики ЕС. ЕЦБ после пересмотра стратегии ДКП фокусируется на трёх главных целях: управление рисками, связанными с изменением климата; поддержка энергоперехода; улучшение общего понимания рисков, связанных с климатом. План действий по борьбе с изменением климата включает:
Учёт осуществляемых в рамках климатической повестки бюджетно-налоговых мер в макроэкономическом прогнозе. Интеграция климатических рисков в рабочие модели ЕЦБ и оценка влияния рисков на экономический рост. Моделирование влияния климатических изменений на трансмиссионный механизм ДКП.
Создание новых индикаторов для «зелёных» финансовых инструментов для оценки углеродного следа портфелей (кредитных, инвестиционных, страховых и др.) финансовых организаций и подверженности портфелей физическим климатическим рискам. Такие риски влияют на прибыльность бизнеса и благосостояние домашних хозяйств, создавая, в свою очередь, финансовые риски для кредиторов и инвесторов.
Требование раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, принимаемых ЕЦБ в качестве залога или приобретаемых им.
Пересмотр системы оценки стоимости обеспечения и системы контроля рисков для обеспечения полного отражения в этих системах рисков изменения климата.
Изменение принципа формирования портфеля корпоративных облигаций ЕЦБ благодаря учёту климатических критериев.