Информационная политика центрального банка
Информацио́нная поли́тика центра́льного ба́нка (коммуникация центрального банка), комплекс мер центрального банка, направленный на обеспечение доступа общества к информации о деятельности центрального банка и способствующий достижению целей центрального банка (поддержание ценовой и финансовой стабильности).
В качестве объектов информационной политики принято рассматривать различные группы получателей информации. Чаще всего их делят на профессиональную аудиторию (инвесторы, кредитные организации, крупный бизнес, рыночные аналитики, трейдеры, исследователи и др.) и непрофессиональную, или широкую аудиторию (население, малый и средний бизнес и др.). Иногда также в качестве отдельных аудиторий рассматривают средства массовой информации (которые одновременно являются каналом коммуникации) и органы государственной власти.
До 1990-х гг. центральные банки публиковали минимум информации, что породило несколько известных в профессиональной среде афоризмов:
«держи банк подальше от прессы, а прессу – подальше от банка» (инструкция, полученная первым пресс-секретарём Банка Англии при приёме на работу в 1940-х гг.) (Haldane. 2017; Capie. 2010);
«никогда не объясняй, никогда не извиняйся» (афоризм принадлежит М. Норману, возглавлявшему Банк Англии в 1920–1944) (Federal reserve communications. 2007);
«если вам показалось, что я выразился достаточно ясно, вы, должно быть, неправильно меня поняли» (А. Гринспен, глава Федеральной резервной системы США в 1987–2006) (Norris. 2005).
Однако с распространением режима таргетирования инфляции коммуникация становится важным инструментом достижения целей центрального банка. Влияя на поведение экономических агентов с помощью своих сигналов и сообщений, центральный банк способствует принятию ими таких экономических решений, которые вносят вклад в достижение целей центрального банка (прежде всего ценовой и финансовой стабильности).
Выделяют следующие цели коммуникации центрального банка:
обеспечение подотчётности центрального банка обществу через предоставление гражданам доступа к как можно более полной информации о принятии решений;
внесение вклада в обеспечение ценовой и финансовой стабильности;
обеспечение высокого уровня доверия общества к центральному банку;
снижение шума в информационном поле, т. е. такое влияние на восприятие и прогноз ситуации экономическими агентами, которое концентрировало бы их на видении центрального банка;
повышение финансовой грамотности широких групп населения.
В качестве принципов коммуникации выделяют следующие:
Объяснение (Explanation). Для достижения целей информационной политики экономические агенты должны хорошо понимать логику действий центрального банка.
Вовлечение (Engagement). Форма коммуникации и её содержание должны соответствовать аудитории. Понятные примеры, а также использование видео, подкастов, визуальных форматов позволяет эффективнее достигать целей коммуникации.
Обучение (Education). Более рациональное экономическое поведение снижает риски паники на потребительском рынке и формирует более здоровую финансовую среду.
Объём раскрываемой центральным банком информации определяется стратегией его коммуникации и мандатом (чем шире зона ответственности центрального банка, тем большей информацией об экономике и финансовых рынках он обладает). Объём раскрываемой информации определяет прозрачность информационной политики центрального банка. В академической литературе существует две метрики для оценки прозрачности, представленные в исследованиях Н. Динчер (2008; 2014) и Рании аль-Машат (An Index for Transparency ... 2018). В обеих работах предложен перечень информации, которую может публиковать центральный банк. Максимальный балл прозрачности получает банк, публикующий всю информацию по предложенным критериям.
Н. Динчер и Б. Эйхенгрин (2008, 2014) разделили критерии прозрачности на пять групп:
политическая прозрачность: «Выделяются ли формальные цели денежно-кредитной политики с чёткой приоритизацией при наличии нескольких целей?»;
экономическая прозрачность: «Раскрывает ли центральный банк макроэкономические модели, которые использует для проведения политики?»;
процедурная прозрачность: «Раскрывает ли центральный банк правило политики, применяемое при принятии решений по денежно-кредитной политике?»;
прозрачность решений: «Даёт ли центральный банк сигнал относительно своих будущих действий?»;
операционная прозрачность: «Предоставляет ли центральный банк регулярную оценку результатов политики относительно целей?».
Рания аль-Машат и соавторы (2018), в свою очередь, выделяют только 3 группы критериев прозрачности (прозрачность относительно целей, прозрачность системы прогнозирования и анализа политики, прозрачность принятия решений). В опросник, на основе которого оценивается прозрачность, входят такие критерии, как, например, публикация центральным банком веерных диаграмм (график точечного прогноза показателя и доверительных интервалов, обычно выделяемых цветом с убывающей яркостью по мере расширения доверительного интервала) для анализа неопределённости прогноза, альтернативные сценарии прогноза, понятность ролей сотрудников банка и членов Совета директоров в процессе составления базового прогноза, включение в доклады о денежно-кредитной политике исторических данных и прогнозов финансовых переменных и др.
Ещё одна важная характеристика коммуникации наряду с прозрачностью – это удобочитаемость, или ясность. Удобочитаемость – это свойство материалов центрального банка, которое характеризует простоту его восприятия. Наиболее часто для определения уровня удобочитаемости используется индекс Флеша – Кинкейда. Он рассчитывает удобочитаемость по двум параметрам: средняя длина слова в слогах и средняя длина предложений в словах.
Стратегия коммуникации центрального банка – это внутренний или публичный документ центрального банка, в котором могут быть указаны цели и принципы его коммуникации, ожидаемые эффекты, инструменты оценки эффективности коммуникации, основные аудитории, каналы, а также некоторая другая информация. По состоянию на 2022 г. стратегия информационной политики опубликована центральными банками 11 стран (Австралии, Новой Зеландии, США, Швеции, Республики Кореи, Великобритании, Чехии, Польши, Индии, Мексики, Турции). Европейский центральный банк и Банк Канады обнародовали отдельные подходы в этом направлении. Банк России по состоянию на 2022 г. не опубликовал собственной стратегии коммуникации, однако в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики коммуникация указана в качестве инструмента денежно-кредитной политики, а информационная открытость является одним из принципов работы регулятора.