Эмитент
Эмите́нт, субъект, который несёт обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закреплённых этими ценными бумагами.
Эмитенты наряду с инвесторами относятся к обязательным субъектам рынка ценных бумаг.
Происхождение термина «эмитент». Понятие «эмитент» в законодательстве США и Европейского союза
Слово «эмитент» восходит к латинскому существительному emissio, одно из значений которого – «выпускание». Это понятие часто используется в иностранном и наднациональном праве. Например, согласно секции 2 п. (4) Закона о ценных бумагах 1933 г. США (Securities Act of 1933), понятие «эмитент» (issuer) означает любое лицо, выпускающее или намеревающееся выпустить любую ценную бумагу. Согласно Регламенту Европейской комиссии 1287/2006 от 10 августа 2006 г. «Об имплементации Директивы 2004/39/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС, касающейся обязательств инвестиционных компаний по ведению отчётности, предоставления отчётов по сделкам, рыночной прозрачности, допуска финансовых инструментов к торгам, а также установления сроков в целях указанной Директивы», под эмитентом понимается организация, выпускающая обращаемые ценные бумаги и, если применимо, иные финансовые инструменты (п. 2 ст. 2).
Понятие «эмитент» в российском праве
В российской бизнес-практике под эмитентом понимается субъект гражданского права (в том числе физическое лицо), выпускающее в оборот ценные бумаги, причём любые – как эмиссионные, так и неэмиссионные. К примеру, лицо, выдавшее вексель, иногда именуется эмитентом.
Более узкое значение этому понятию даётся в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Закон о рынке ценных бумаг). Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, под эмитентом понимаются «юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закреплённых этими ценными бумагами».
Из указанного легального определения, а также из системного толкования отдельных положений Закона о рынке ценных бумаг могут быть сделаны следующие выводы относительно понятия «эмитент»:
В качестве эмитентов могут выступать юридические лица и публично-правовые образования; для физических лиц эта возможность заблокирована (подпункт 7 п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 51.1 Закона о рынке ценных бумаг);
Согласно Закону о рынке ценных бумаг, понятие «эмитент» связано только с эмиссионными ценными бумагами (статьи 1, 2, 16.1 Закона о рынке ценных бумаг);
В отличие от определений понятия «эмитент», которые даются в иностранном и наднациональном праве, а также вопреки его смысловому содержанию, в российском легальном определении акцент делается не на введении в оборот (по зарубежной терминологии – выпуске) эмиссионных ценных бумаг, а на наличии у эмитента обязательства перед владельцами ценных бумаг (подпункты 7, 13 п. 1 ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).
Виды эмитентов по российскому законодательству
Эмитенты могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от принадлежности к российской или иной юрисдикции эмитенты подразделяются на российские и иностранные. Из п. 2 ст. 51.1. Закона о рынке ценных бумаг следует, что иностранными эмитентами могут быть:
Иностранные организации с местом учреждения в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и/или членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл), и/или членами Евразийского экономического союза;
Иностранные организации с местом учреждения в государствах, с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых Банком России заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия;
Международные финансовые организации, включённые в перечень, утверждённый Правительством Российской Федерации (к таковым, в частности, относятся Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Международная ассоциация развития, Международный банк экономического сотрудничества);
Иностранные государства, а также центральные банки и административно-территориальные единицы таких иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью;
Иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, соответствующей критериям, установленным Законом о рынке ценных бумаг.
Таким образом, иностранными эмитентами могут быть иностранные организации, иностранные государства (при соблюдении определённых условий), центральные банки иностранных государств, административно-территориальные единицы иностранных государств при наличии у них самостоятельной правоспособности, а также международные финансовые организации.
Выделение понятия «иностранный эмитент» в качестве самостоятельного связано с вопросом допуска к размещению и/или публичному обращению иностранных ценных бумаг. Согласно п. 2 ст. 51.1. Закона о рынке ценных бумаг, к размещению и/или публичному обращению в Российской Федерации могут быть допущены только ценные бумаги иностранных эмитентов, принадлежащих к одной из указанных выше групп, и при условии соответствия самих ценных бумаг определённым требованиям, установленным Законом о рынке ценных бумаг.
Российские эмитенты в зависимости от принадлежности к соответствующей группе субъектов гражданских прав могут быть подразделены на эмитентов – юридических лиц и эмитентов, являющихся публичными образованиями.
Одной из универсальных классификаций юридических лиц является их деление по основной цели деятельности на коммерческие и некоммерческие. Среди коммерческих организаций наиболее широкий круг эмиссионных ценных бумаг вправе размещать акционерные общества. Помимо акций (эмитентами которых могут быть только акционерные общества), коммерческие организации, принадлежащие к этой организационно-правовой форме, могут размещать облигации, опционы эмитента, а также российские депозитарные расписки. Общества с ограниченной ответственностью могут размещать облигации, а также иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Согласно абзацу 4 п. 1, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственные и муниципальные унитарные предприятия могут осуществлять заимствования путём размещения облигаций. Унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объёма и направлений использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями определяется Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Среди коммерческих организаций с точки зрения возможности размещения эмиссионных ценных бумаг особо выделяются хозяйственные партнёрства: согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнёрствах», партнёрство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
Что касается других организационно-правовых форм коммерческих организаций [хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в форме юридического лица], то законодательство не содержит положений, касающихся размещения ими эмиссионных ценных бумаг – ни управомочивающих, ни запрещающих.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», некоммерческие организации вправе выступать в качестве эмитентов облигаций, а также иных эмиссионных ценных бумаг только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определённого указанными нормативными актами, или без обеспечения в случае, если отсутствие обеспечения допускается федеральными законами. К примеру, из п. 16 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что публично-правовые компании вправе размещать облигации. На возможность привлекать заёмное финансирование путём размещения облигаций косвенным образом указывается в п. 3 ст. 21 Закона РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также в п. 1 ст. 34 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (Габов. 2011. С. 361).
Из п. 4 ст. 48 Гражданского кодекса РФ следует, что Центральный банк Российской Федерации (Банк России) признаётся юридическим лицом, при этом особенности его правового положения определяются Конституцией Российской Федерации и специальным законом о Центральном банке Российской Федерации. Согласно ст. 44 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Процедура эмиссии облигаций, размещаемых Банком России, характеризуется определёнными особенностями, установленными ст. 27.5-1 Закона о рынке ценных бумаг.
К публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Особенности размещения и обращения ценных бумаг публично-правовыми эмитентами определены в главе 14.1. Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).
Государственные ценные бумаги подразделяются на государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации. Государственные ценные бумаги Российской Федерации выпускаются от имени Российской Федерации, их эмитентом выступает Правительство РФ либо Министерство финансов РФ. Государственные ценные бумаги субъекта РФ выпускаются от имени субъекта РФ, эмитентом выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо его финансовый орган, наделённый законом субъекта РФ правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.
Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования, эмитентом которых выступает местная администрация, наделённая уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.