#Искусство и архитектура маньеризма
Искусство и архитектура маньеризма
Тег

Искусство и архитектура маньеризма

Искусство и архитектура маньеризма
Найденo 7 статей
Архитекторы, градостроители
Джакомо да Виньола
Джа́комо да Виньо́ла (1507–1573), итальянский архитектор и теоретик архитектуры, живописец, график Позднего Возрождения. Работал под покровительством семейства Фарнезе, пап Римских Павла III, Юлия III, Пия IV. Ввёл в архитектурную практику тип центрической церкви с овальным планом (Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиниа, около 1551 – 1553 или 1554). В его работах, существенно повлиявших на римское строительство 2-й половины 16 в., отразились принципы маньеризма (Вилла Капрарола, с 1559) и эстетика Контрреформации (церковь Иль-Джезу в Риме, 1568–1584, завершена архитектором Дж. делла Порта).
Джакомо да Виньола. Церковь Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиниа, Рим. Ок. 1551 – 1553 или 1554
Графики
Лё Тома де
Лё Тома́ де (Thomas de Leu; Тома де Леув, Thomas de Leeuw, Тома Ле Лёп, Thomas Le Leup) (около 1555 – около 1612), французский гравёр фламандского происхождения; мастер резцовой гравюры. Ранние работы в Антверпене выполнены под влиянием произведений семьи Вирикс. Между 1576 и 1580 гг. уехал в Париж, где сотрудничал с издателем Ж. Рабелем. Творчество включает в себя многочисленные портреты (например, Ф. Дрейка, около 1583), религиозные и исторические сюжеты, выполненные по живописным произведениям современников или по собственным рисункам.
Тома де Лё. Палемон. 1617
Графики
Готье Леонар
Готье́ Леона́р (Léonard Gaultier) (около 1561 – около 1635), французский мастер резцовой гравюры. В Париже с 1585 г. Стиль произведений характеризуется некоторой графической сухостью, жёсткостью рисунка, включает влияния работ династий Вирикс и де Пассе. Творческое наследие – около 800 гравюр, многие из которых созданы по его собственным эскизам. Автор портретов, религиозных («Святой Иероним в пустыне», 1579), исторических и видовых («Перспективный вид Парижа», 1607) гравюр.
Леонар Готье. Святой Иероним в пустыне. 1579
Термины
Figura serpentinata
Figura serpentinata (итал. змеевидная фигура), концепция S-образной фигуры в художественной теории Позднего Возрождения. Разработана Дж. П. Ломаццо в «Трактате о живописи», который приписал Микеланджело слова «…всегда необходимо делать фигуру пирамидальной, змеевидно изогнутой…» и далее самостоятельно развил эту идею: объяснил её преимущества («величайшая грация и лёгкость… заключается в том, что она кажется движущейся, – то, что художники называют неистовством [furia] фигуры»), уподобил её языку пламени («И для передачи этого движения нет более подходящей формы, как форма пламени огня…») и описал композиционные приёмы её создания ( «…фигура должна передавать форму буквы S в прямом или опрокинутом… виде») (Ломаццо Д. П. Трактат о живописи. Книга 1. Глава 1 // Мастера искусства об искусстве. Москва, 1937. Т. 1. С. 291–292). Концепция figura serpentinata сложилась под влиянием эллинистической пластики, в первую очередь скульптурной группы «Гибель Лаокоона и его сыновей», отразив приёмы, использовавшиеся в итальянской скульптуре Позднего Возрождения («Победа» Микеланджело, около 1532–1534, Палаццо Веккьо; «Похищение сабинянок» Джамболоньи, 1582, Лоджия деи-Ланци; оба произведения – во Флоренции). Такой тип фигур встречался и в других видах изобразительного искусства того периода. Содержание термина было расширено и концептуально осмыслено в искусствознании 20 в., что сыграло важную роль в разработке различных концепций маньеризма. Иногда понятие «figura serpentinata» применяется для описания скульптурных произведений других эпох.
Микеланджело. Победа. Ок. 1532–1534
Архитекторы, градостроители
Порта Джакомо делла
По́рта Джа́комо де́лла (1523–1602), итальянский архитектор. Главный архитектор Рима (с 1564), собора Святого Петра (с 1574). Разработал концепцию церковного фасада, унаследованную архитектурой 17 в., наиболее ярко воплотившуюся в фасаде церкви Иль-Джезу в Риме (1571–1573; церковь построена по проекту Джакомо да Виньолы). Строил церкви (Сан-Луиджи-деи-Франчези, 1581–1586), дворцы (Палаццо Фарнезе, 1574–1589; завершил крыло, выходящее в сад, и возвёл задний фасад, выходящий к Тибру), виллы (Альдобрандини во Фраскати, с 1601, завершена К. Мадерной), участвовал в реконструкции раннехристианских церквей (Санта-Мария-Маджоре и др.). Творчество Порта ознаменовало переход от архитектуры маньеризма к принципам барокко.
Джакомо делла Порта. Церковь Санта-Мария-деи-Монти, Рим. 1588