Фонтан
Фонта́н (от лат. fons, род. падеж fontis – источник, ключ), произведение архитектуры малых форм, служащее обрамлением для потока воды.
Фонтан может иметь утилитарное значение (источник питьевой воды, часть системы орошения, увлажнения воздуха) и выступать в качестве декоративного элемента в помещении, саду, парке, пространстве города. В зависимости от формы различают разные виды фонтанов: бассейны, чаши, скульптурные фонтаны и монументальные каскады.
История фонтанов связана с развитием гидравлических сооружений: от декорированных источников природного происхождения до сложных систем подачи воды, где учитывался естественный перепад высот и использовались насосы.
Исторический очерк
Античные фонтаны служили источниками питьевой воды и одновременно были важной составляющей культа нимф. Их водомёты часто украшались маскаронами и львиными головами, из пастей которых изливалась вода. По изображениям аттических чернофигурных гидрий 6 в. до н. э. реконструируется облик фонтана эпохи правления Писистрата в Афинах. Благодаря системе акведуков, обеспечившей стабильное водоснабжение, c 312 г. до н. э. в Древнем Риме стало возможно оборудовать многочисленные фонтаны. Помимо общественных источников на городских форумах, получили распространение фонтаны, расположенные в термах, частных домах и виллах: «Серапеум» на вилле Адриана в Тиволи (118–134), нимфей в «Доме большого фонтана» в Помпеях. Гидравлические системы, разработанные в Античности, определили развитие фонтана в последующие эпохи в мусульманских и христианских странах.
В Средние века в Европе фонтаны часто размещались в атриумах церквей и монастырских клуатрах. Нередко форму фонтана принимали крещальные купели и лаватории (чаши для омовения рук). В этот период с фонтаном связаны темы Рая и вечной жизни (миниатюра из Евангелия Сен-Медар, 9 в., Национальная библиотека Франции, Париж). Христианская символика проникла также в декорацию общественных фонтанов: в иконографической программе Фонтана-Маджоре в Перудже (1277–1278, архитекторы и скульпторы Никколо Пизано, Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио) использованы темы, характерные для готических порталов: святые и пророки, знаки зодиака и аллегорические изображения месяцев, сцены сотворения мира. В сиенском Фонте-Гайя (1409–1419, скульптор Якопо делла Кверча, оригинал в Палаццо Публико, Сиена) центральным является образ Мадонны с Младенцем, окружённый фигурами Добродетелей, персонажей из римской истории и сценами из книги Бытия. В форме фонтана изображался источник вечной молодости, описанный Геродотом (Hdt. III. 23) и ставший популярным мотивом куртуазной культуры Средневековья и раннего Нового времени («Источник молодости» Л. Кранаха Старшего, 1546, Государственные музеи Берлина).
В эпоху позднего Возрождения созданы крупные садово-парковые ансамбли с изощрёнными системами каскадов, бассейнов и нимфеев: флорентийские сады Боболи при Палаццо Питти (1560-е гг., архитектор Б. Амманати); парки вилл Ланте в Баньяйе (1511–1566, архитектор Дж. да Виньола), Альдобрандини во Фраскати (1598–1603, архитекторы Дж. делла Порта, К. Мадерна и К. Фонтана) и др. Известнейшим гидравликом и архитектором фонтанов этого периода был П. Лигорио, спроектировавший парк виллы д’Эсте в Тиволи (1550–1572). Опыт итальянских садов Ренессанса был развит во Франции 17 в., где сформировались известнейшие ансамбли Во-ле-Виконт (1656–1661, архитектор А. Ленотр) и Версаль (1661–1688, архитектор Ленотр при участии Л. Лево). Фонтаны, расположенные на главной оси версальского парка, задуманы как композиционные и смысловые акценты ансамбля, отсылающие к разным этапам правления Людовика XIV: фонтаны Латоны (архитектор Ленотр, скульпторы Г. и Б. Марси) и Аполлона (скульптор Ж.-Б. Тюби). Ансамбль Версаля стал примером для садово-парковой резиденции Ла-Реджа в Казерте (1752–1772, архитектор Л. Ванвителли) и Юаньминъюань в Пекине (18 в., разрушен во время англо-франко-китайской войны 1856–1860, к началу 21 в. частично восстановлен).
В Риме эпохи барокко фонтаны украсили площади города: Пьяцца Навона с фонтанами Мавра (1575, архитектор Дж. делла Порта; фигура мавра добавлена Дж. Л. Бернини, 1653), Нептуна (1574, Дж. делла Порта; скульптуры созданы А. делла Битта и Г. Дзаппала в 1870-х гг.) и Четырёх рек (1648–1651, скульптор Дж. Л. Бернини), Пьяцца-ди-Спанья (площадь Испании) с фонтаном Баркачча (1627–1629, скульптор П. Бернини), Пьяцца Треви с одноимённым фонтаном (1732–1762, архитектор Н. Сальви) и др. Вода поступала в эти фонтаны из восстановленного античного водопровода Аква-Вирго (1570). В дальнейшем фонтаны часто становились символами городов, одними из главных достопримечательностей и излюбленными местами отдыха: фонтан Кибелы в Мадриде (1782, архитектор В. Родригес, скульпторы Р. Мишель и Ф. Гутьеррес Аррибас), «Писающий мальчик» в Брюсселе (1619, скульптор Ж. Дюкенуа Старший), фонтан Же-До в Женеве (1886, установлен на Женевском озере в 1891, лишён видимой скульптурной и архитектурной основы и первоначально служил для регулирования уровня воды).
Примеры таких сооружений средневекового мусульманского Востока – фонтан «Львиного дворика» в Альгамбре (1362), фонтаны Ханского дворца в Бахчисарае (18 в.). В 21 в. в странах Ближнего Востока находятся самые большие фонтаны мира: фонтан короля Фахда близ г. Джидда в Саудовской Аравии (1983, бюро SETE Technical Services), фонтанный комплекс «Дубай» рядом с небоскрёбом «Бурдж-Халифа» в Дубае (2009, бюро WET).
Помимо воды в фонтанах могут циркулировать и другие жидкости, например вино или жидкий шоколад. В мусульманской Испании существовали ртутные фонтаны. Эту традицию продолжил А. Колдер, создавший такой фонтан для Всемирной выставки 1937 г. в Париже (ныне в Фонде Хуана Миро, Барселона).
Во 2-й половине 20 в. фонтаны порой – примеры экспериментов в русле кинетического искусства: «Пьяцца» в Ливерпуле (1967, Р. Хьюз), фонтан Стравинского напротив центра Помпиду в Париже (1983, Ж. Тэнгли, Н. де Сен-Фаль). Для рубежа 20–21 вв. характерны минимализм архитектурной и скульптурной основы, использование кинетических и светомузыкальных эффектов: «поющие» и «танцующие» фонтаны («Белладжо» при одноимённом отеле, бюро WET, 1998, Лас-Вегас), медиаинсталляции («Краун» в Чикаго, 2004, Ж. Пленса). Разрабатываются новые формы, которые шире проявляют выразительные возможности жидкости (фонтан-водоворот «Харибда», У. Пай, 2000, Сандерленд в Великобритании). Мотив фонтана обыгрывается в объекте реди-мейд М. Дюшана «Фонтан» (1917), работах Б. Наумана «Автопортрет в образе фонтана» (1966; 1970) и «Фонтан сотни рыб» (2005).
Фонтаны в России
В России при Петре I разбиты сады и парки западного образца, украшенные фонтанами. В проектировании резиденции в Петергофе (c 1710, архитектор Ж.-Б. Леблон) с фонтаном Нептуна, «Большим каскадом», «Марлинским каскадом» («Золотая гора»), фонтаном «Пирамида», фонтанами-шутихами учитывался опыт Версаля.
Фонтан «Девушка с кувшином» (скульптор П. П. Соколов, 1816, парк Царского Села) описан в стихотворениях А. С. Пушкина, А. А. Ахматовой, И. Ф. Анненского и др. В Москве возведены фонтаны на Лубянской площади (ныне в Нескучном саду) и на Театральной площади (оба 1835–1836, скульптор И. П. Витали).
В русле советского неоклассицизма созданы монументальные фонтаны «Фигурный» в Парке Горького (1930-е гг.), а также в комплексе ВСХВ 1954 г.: «Дружба народов» (архитекторы К. Т. Топуридзе, Г. Д. Константиновский, скульпторы З. В. Баженова, А. И. Тенета, И. М. Чайков и др.), «Каменный цветок» (архитектор Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин), «Золотой колос» (архитекторы Топуридзе, Константиновский, скульптор Добрынин и др.).
Фонтаны советского модернизма, в более лаконичных формах интерпретирующие традиционные типы, включались в ансамбли городских площадей, жилую застройку (9-й квартал района Черёмушки, группа архитекторов под руководством Н. А. Остермана, с 1956; не сохранились), сопутствовали научно-исследовательским комплексам (фонтан-бассейн при Институте научной информации по общественным наукам РАН, 1964–1974, архитектор Я. Б. Белопольский и др.), дворцам пионеров, дворцам культуры, циркам (фонтан при Московском цирке на проспекте Вернадского, 1964–1971, архитектор Белопольский и др.) и другим постройкам; распространился тип «плескательного» фонтана-бассейна (бассейн «Рыбки» в Адлере, 1973, скульптор З. К. Церетели). В начале 21 в. фонтан по-прежнему остаётся важным элементом городских зон отдыха (фонтан «сухого типа», т. е. не имеющий видимой чаши, в парке «Музеон» на Крымской набережной в Москве, 2013, бюро Wowhaus).