#Искусство и архитектура ВозрожденияИскусство и архитектура ВозрожденияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство и архитектура ВозрожденияИскусство и архитектура ВозрожденияНайденo 28 статейСкульпторыСкульпторы Амманати БартоломеоАммана́ти Бартоломе́о (1511–1592), итальянский скульптор и архитектор, один из крупнейших мастеров Позднего Возрождения и маньеризма. Автор многочисленных надгробий (Марко Мантовы Бенавидеса в Падуе, 1546; кардиналов дель Монте в церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим, около 1553; Джованни Бонкомпаньи в Пизе, около 1574, и др.) и памятников монументальной скульптуры («Фонтан Юноны», 1555–1561, Национальный музей Барджелло, Флоренция; фонтаны в парке виллы Медичи в Кастелло близ Флоренции, конец 1550-х – 1-я половина 1560-х гг.). С середины 1540-х гг. работал над эталонными для архитектуры маньеризма проектами (внутренний двор и нимфей Виллы Джулия в Риме, с 1552; парковый фасад и двор Палаццо Питти во Флоренции, с 1560).Живописцы Пенц ГеоргПенц Гео́рг (около 1500 – 1550), немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, представитель искусства Северного Возрождения. Ученик А. Дюрера. Во время поездок в Италию (2-я половина 1520-х гг. и начало 1540-х гг.) сотрудничал с М. Раймонди и оказался под влиянием произведений А. Бронзино, Л. Лотто, Тициана, а также римского маньеризма. Автор репрезентативных портретов («Портрет нюрнбергского мастера золотых дел Якоба Хофмана», 1544, Музей земли Гессен, Дармштадт), а также аллегорических, мифологических, исторических произведений как в живописи («Спящая, или "Ванитас"», 1544, Музей Нортона Саймона, Пасадина, штат Калифорния), так и в резцовой гравюре («Муций Сцевола и Порсена», около 1523; серия «Триумфы Петрарки», около 1539). Входит в группу малых мастеров.Архитекторы, градостроители Джакомо да ВиньолаДжа́комо да Виньо́ла (1507–1573), итальянский архитектор и теоретик архитектуры, живописец, график Позднего Возрождения. Работал под покровительством семейства Фарнезе, пап Римских Павла III, Юлия III, Пия IV. Ввёл в архитектурную практику тип центрической церкви с овальным планом (Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиниа, около 1551 – 1553 или 1554). В его работах, существенно повлиявших на римское строительство 2-й половины 16 в., отразились принципы маньеризма (Вилла Капрарола, с 1559) и эстетика Контрреформации (церковь Иль-Джезу в Риме, 1568–1584, завершена архитектором Дж. делла Порта).Графики Граф УрсГраф Урс (около 1485 – между 1527 и 1529), швейцарский рисовальщик, гравёр, ювелир, живописец. Представитель Северного Возрождения. Гражданин и мастер цеха ювелиров в Базеле (с 1512), мастер монетного двора (с 1519). Основная часть наследия – рисунки (около 160) и гравюры (более 400 ксилографий, около 20 резцовых гравюр и офортов). Значительная работа – цикл ксилографий «Страсти» (созданы около 1503–1504, впервые опубликованы в 1506, издательство И. Кноблоха, Страсбург). Участвовал в Итальянских войнах (с 1510), под воздействием этого опыта обратился к мотивам народной, в том числе и низовой, городской культуры («Дьявол, останавливающий убегающего ландскнехта», 1516, рисунок пером) и мифологическим темам (картина «Дикая армия», около 1513–1515, приписывается Графу; оба произведения – Художественный музей, Базель). Автор ряда витражей («Ульрих Хохенсакский», после 1515, Кунстхаус, Цюрих). Отец ювелира Урса Графа Младшего (1512 – около 1560).Живописцы Мор АнтонисМор Анто́нис (между 1516 и 1520 – около 1576), нидерландский живописец. Автор монументальных парадных портретов, а также религиозных и мифологических композиций. С 1547 г. состоял в гильдии живописцев Антверпена. Работал в Испании и Португалии (1550–1553; 1559–1561), Англии (1554–1555); состоял на службе у кардинала А. П. де Гранвелы (его портрет – 1549, Музей истории искусств, Вена), династии Габсбургов (в том числе императоров Карла V и Филиппа II). Среди произведений: портрет принца Вильгельма I Оранского (1555, замок Вильгельмсхёэ, Кассель), «Филипп II при Сен-Кантене» (1557, Эскориал).Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры ЯмницерЯ́мницер, семья немецких ювелиров 15 – начала 17 вв., работавших в Нюрнберге. Ключевые представители – Венцель и Кристоф Ямницер. Изготовляли кубки, ларцы, математические инструменты, украшенные сложным орнаментом, изображениями животных и растений, мифологическими и аллегорическими фигурами (кубок «Наутилус», около 1570, сокровищница Резиденции, Мюнхен; «Кубок с орлом», 1594–1595, Оружейная палата, Москва).Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре ПалладианствоПалладиа́нство, направление в архитектуре классицизма 17 – 1-й трети 19 вв., также в неоклассицизме 1-й половины 20 в., развивавшее принципы творчества А. Палладио. Первым палладианцем в Италии был младший современник Палладио В. Скамоцци. В 18 в. традиция палладианской архитектуры получила продолжение в творчестве архитекторов Ф. Муттони и О. Бертотти-Скамоцци. Приёмы палладианства активно использовали британские архитекторы И. Джонс в 17 в. и У. Кент, К. Кэмпбелл, Дж. Вуд Старший и другие в 18 в. Английское палладианство, в свою очередь, повлияло на становление палладианской архитектуры Ирландии (Э. Л. Пирс), колоний в Северной Америке (впоследствии США; Т. Джефферсон) и других британских владений. Палладианство развивалось также в странах континентальной Европы: Нидерландах (Я. ван Кампен, П. Пост), Швеции (Н. Тессин Старший), Польше (С. Завадзский) и т. д. Последователи Палладио в России 18 в. – Н. А. Львов, Дж. Кваренги, Ч. Камерон; крупнейший отечественный палладианец 20 в. – И. В. Жолтовский.Архитекторы, градостроители Фиораванти АристотельФиорава́нти Аристо́тель (около 1415, по другим данным, около 1420 – после 1486), итальянский архитектор и инженер. Работал в Болонье, Риме, Венеции, Ломбардии (при дворе миланского герцога Франческо Сфорца), Венгрии (по приглашению Матьяша Хуньяди). В 1475 г. прибыл в Москву по приглашению Ивана III Васильевича для строительства Успенского собора (1475–1479) в Московском Кремле; занимался также организацией пушечного двора (1475) и чеканкой монет (1475–1483). Участвовал в походе Ивана III на Новгород (1477–1478).Периоды (эпохи) в культуре ВозрождениеВозрожде́ние, или Ренессанс, широкое умственное и художественное движение 14–16 вв., давшее название имеющей мировое значение эпохе в истории культуры стран Западной и Центральной (католической, латинской) Европы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Термин «Возрождение» встречается уже у современников, однако в общем историко-культурном значении он вошёл в обиход лишь в 19 в. Ренессанс выразился в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человека и человечества посредством обращения к культуре Античности и её переосмысления. Для эпохи Возрождения характерны антропоцентризм (интерес к изучению феномена человека в широком смысле), внимание к светской культуре. Мировоззрение и систему духовных ценностей Ренессанса называют гуманизмом. Наиболее известные деятели эпохи Возрождения: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, К. Салютати, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дж. Вазари, Ф. Брунеллески, А. Палладио, У. Шекспир.Живописцы Морони Джованни БаттистаМорóни Джовáнни Батти́ста [между 1520 и 1524(?) – не ранее 1578], итальянский живописец. Крупнейший представитель школы живописи Бергамо 16 в. Учился в Брешии – в мастерской Моретто, влияние которого ощутимо в ранних произведениях Морони, особенно религиозного жанра. Во 2-й половине 1540-х – начале 1550-х гг. работал в Тренто, начиная со 2-й половины 1550-х гг. – в Бергамо и его окрестностях. Получил известность в качестве портретиста: «Кавалер в розовом» (портрет Дж. Дж. Грумелли; 1560, частное собрание, Бергамо), «Портной» (около 1565–1570, Национальная галерея, Лондон). Религиозная живопись отмечена особой ясностью трактовки сюжета и простотой композиции, что соответствовало запросам Контрреформации. Творчество Морони оказало существенное влияние на Караваджо. 123