#Искусство и архитектура Возрождения
Искусство и архитектура Возрождения
Тег

Искусство и архитектура Возрождения

Искусство и архитектура Возрождения
Найденo 24 статьи
Урс Граф. Дикая армия. Ок. 1513–1515
ГрафикиГрафики
Граф Урс
Граф Урс (около 1485 – между 1527 и 1529), швейцарский рисовальщик, гравёр, ювелир, живописец. Представитель Северного Возрождения. Гражданин и мастер цеха ювелиров в Базеле (с 1512), мастер монетного двора (с 1519). Основная часть наследия – рисунки (около 160) и гравюры (более 400 ксилографий, около 20 резцовых гравюр и офортов). Значительная работа – цикл ксилографий «Страсти» (созданы около 1503–1504, впервые опубликованы в 1506, издательство И. Кноблоха, Страсбург). Участвовал в Итальянских войнах (с 1510), под воздействием этого опыта обратился к мотивам народной, в том числе и низовой, городской культуры («Дьявол, останавливающий убегающего ландскнехта», 1516, рисунок пером) и мифологическим темам (картина «Дикая армия», около 1513–1515, приписывается Графу; оба произведения – Художественный музей, Базель). Автор ряда витражей («Ульрих Хохенсакский», после 1515, Кунстхаус, Цюрих). Отец ювелира Урса Графа Младшего (1512 – около 1560).
Живописцы
Мор Антонис
Мор Анто́нис (между 1516 и 1520 – около 1576), нидерландский живописец. Автор монументальных парадных портретов, а также религиозных и мифологических композиций. С 1547 г. состоял в гильдии живописцев Антверпена. Работал в Испании и Португалии (1550–1553; 1559–1561), Англии (1554–1555); состоял на службе у кардинала А. П. де Гранвелы (его портрет – 1549, Музей истории искусств, Вена), династии Габсбургов (в том числе императоров Карла V и Филиппа II). Среди произведений: портрет принца Вильгельма I Оранского (1555, замок Вильгельмсхёэ, Кассель), «Филипп II при Сен-Кантене» (1557, Эскориал).
Антонис Мор. Автопортрет. 1558
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Ямницер
Я́мницер, семья немецких ювелиров 15 – начала 17 вв., работавших в Нюрнберге. Ключевые представители – Венцель и Кристоф Ямницер. Изготовляли кубки, ларцы, математические инструменты, украшенные сложным орнаментом, изображениями животных и растений, мифологическими и аллегорическими фигурами (кубок «Наутилус», около 1570, сокровищница Резиденции, Мюнхен; «Кубок с орлом», 1594–1595, Оружейная палата, Москва).
Венцель Ямницер. Колокол. Ок. 1550
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Палладианство
Палладиа́нство, направление в архитектуре классицизма 17 – 1-й трети 19 вв., также в неоклассицизме 1-й половины 20 в., развивавшее принципы творчества А. Палладио. Первым палладианцем в Италии был младший современник Палладио В. Скамоцци. В 18 в. традиция палладианской архитектуры получила продолжение в творчестве архитекторов Ф. Муттони и О. Бертотти-Скамоцци. Приёмы палладианства активно использовали британские архитекторы И. Джонс в 17 в. и У. Кент, К. Кэмпбелл, Дж. Вуд Старший и другие в 18 в. Английское палладианство, в свою очередь, повлияло на становление палладианской архитектуры Ирландии (Э. Л. Пирс), колоний в Северной Америке (впоследствии США; Т. Джефферсон) и других британских владений. Палладианство развивалось также в странах континентальной Европы: Нидерландах (Я. ван Кампен, П. Пост), Швеции (Н. Тессин Старший), Польше (С. Завадзский) и т. д. Последователи Палладио в России 18 в. – Н. А. Львов, Дж. Кваренги, Ч. Камерон; крупнейший отечественный палладианец 20 в. – И. В. Жолтовский.
Оттавио Бертотти-Скамоцци. Проект виллы Капра в Сарчедо (Италия)
Архитекторы, градостроители
Фиораванти Аристотель
Фиорава́нти Аристо́тель (около 1415, по другим данным, около 1420 – после 1486), итальянский архитектор и инженер. Работал в Болонье, Риме, Венеции, Ломбардии (при дворе миланского герцога Франческо Сфорца), Венгрии (по приглашению Матьяша Хуньяди). В 1475 г. прибыл в Москву по приглашению Ивана III Васильевича для строительства Успенского собора (1475–1479) в Московском Кремле; занимался также организацией пушечного двора (1475) и чеканкой монет (1475–1483). Участвовал в походе Ивана III на Новгород (1477–1478).
Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля. 1475–1479
Периоды (эпохи) в культуре
Возрождение
Возрожде́ние, или Ренессанс, широкое умственное и художественное движение 14–16 вв., давшее название имеющей мировое значение эпохе в истории культуры стран Западной и Центральной (католической, латинской) Европы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Термин «Возрождение» встречается уже у современников, однако в общем историко-культурном значении он вошёл в обиход лишь в 19 в. Ренессанс выразился в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человека и человечества посредством обращения к культуре Античности и её переосмысления. Для эпохи Возрождения характерны антропоцентризм (интерес к изучению феномена человека в широком смысле), внимание к светской культуре. Мировоззрение и систему духовных ценностей Ренессанса называют гуманизмом. Наиболее известные деятели эпохи Возрождения: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, К. Салютати, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дж. Вазари, Ф. Брунеллески, А. Палладио, У. Шекспир.
Рафаэль. Афинская школа. Фреска в Станце делла-Сеньятура, Папский дворец (Ватикан). Между 1508 и 1511
Живописцы
Морони Джованни Баттиста
Морóни Джовáнни Батти́ста [между 1520 и 1524(?) – не ранее 1578], итальянский живописец. Крупнейший представитель школы живописи Бергамо 16 в. Учился в Брешии – в мастерской Моретто, влияние которого ощутимо в ранних произведениях Морони, особенно религиозного жанра. Во 2-й половине 1540-х – начале 1550-х гг. работал в Тренто, начиная со 2-й половины 1550-х гг. – в Бергамо и его окрестностях. Получил известность в качестве портретиста: «Кавалер в розовом» (портрет Дж. Дж. Грумелли; 1560, частное собрание, Бергамо), «Портной» (около 1565–1570, Национальная галерея, Лондон). Религиозная живопись отмечена особой ясностью трактовки сюжета и простотой композиции, что соответствовало запросам Контрреформации. Творчество Морони оказало существенное влияние на Караваджо.
Джованни Баттиста Морони. Портной. 1565–1570
Музеи, галереи
Лувр
Лувр, памятник архитектуры и музей в Париже. Основан как крепость в конце 12 в., был королевской резиденцией во 2-й половине 14 в., вновь обрёл этот статус в 16 в., тогда же вместил королевскую коллекцию произведений искусства. Многократно перестраивался и расширялся, его современный облик определяют классицистические корпуса 17 в. В 1793 г. открыт как общедоступный Центральный музей искусств. Ныне Лувр – один из крупнейших музеев мира. Его собрание представлено в 8 отделах: египетских древностей; ближневосточных древностей; искусства Древней Греции, этрусков и Древнего Рима; исламского искусства; скульптуры; декоративно-прикладного искусства; живописи; гравюр и рисунков. Филиалы Лувра – Гипсотека в Версале, Музей-квартира Э. Делакруа, «Лувр-Ланс» (в г. Ланс, департамент Па-де-Кале). Особый статус имеет музей «Лувр Абу-Даби» в столице ОАЭ. В составе исторических памятников Парижа комплекс Лувра включён в список Всемирного наследия.
Вид на Лувр, Париж
Живописцы
Моретто
Море́тто (около 1498 – 1554), итальянский живописец. Один из крупнейших представителей брешианской школы живописи. В его творчестве соединились черты ломбардской и венецианской школ, влияние искусства Центральной Италии. Автор произведений на религиозные сюжеты («Святая Иустина Падуанская с донатором», около 1530, Музей истории искусств, Вена; «Христос и ангел», около 1550, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа) и портретов («Неизвестный с песочными часами», около 1520–1525, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет кавалера» (1526, Национальная галерея, Лондон).
Моретто. Христос и ангел. Ок. 1550
1
2
3