Антаблемент
Антаблеме́нт (франц. entablement), одна из трёх основных частей архитектурного ордера, его верхний, несомый компонент (две другие части – стереобат и колонна). Делится по горизонтали на три части: архитрав – балку, лежащую на капителях колонн или на верхнем крае стены; фриз; карниз, выступающий вперёд и завершающий антаблемент сверху.
Трактовка частей антаблемента зависит от типа ордера. В дорическом ордере плоскость архитрава остаётся гладкой и отделяется тенией от фриза, который состоит из триглифов и метоп, карниз оформлен архитектурными обломами и завершается выносной плитой. Архитрав ионического ордера делится на фасции (две или три), его ленточный фриз (зофор) украшен сюжетными рельефами, карниз оформляется архитектурными обломами (гейсонами, киматиями и т. д.).
По замечанию Витрувия, части антаблемента коринфского ордера располагаются подобно элементам дорического либо ионического ордеров (Десять книг об архитектуре. IV. 1. 2). Несомая часть тосканского ордера представляет собой вариант антаблемента дорического ордера: архитрав, фриз и карниз остаются здесь гладкими. Прямо противоположен тосканской версии нарядный антаблемент композитного ордера, который сочетает в себе черты ионического и коринфского ордеров: каждая из трёх его частей – от архитрава до карниза – получает разнообразные декоративные детали, а его фриз, как правило, – и рельефные сюжетные композиции.
Соотношения величин у антаблемента и других частей архитектурного ордера изменяются от сооружения к сооружению и от трактата к трактату (Л. Б Альберти, Джакомо да Виньола и др.), но типичен вариант, когда антаблемент составляет четверть высоты колонны без учёта её пьедестала.
В ордерной архитектуре эпохи Возрождения антаблемент следовал античным канонам, однако уже в 16 в., в памятниках маньеризма и барокко, он часто не воспринимался как одна из трёх системообразующих частей ордера и выполнял исключительно декоративную функцию. Так, он стал использоваться не только в сочетании с колоннами и полуколоннами, как это было в Античности, но и с пилястрами, а иногда и вовсе без несущих элементов. Состав его частей и их оформление также подвергались более вольному обращению.