Сергеев Николай Григорьевич
Серге́ев Никола́й Григо́рьевич [27.9(9.10).1876, Санкт-Петербург – 23.5.1951, Ницца], российский артист балета, балетмейстер, педагог.
В 1894 г. окончил балетное отделение Санкт-Петербургского императорского театрального училища и был принят в штат Мариинского театра как кордебалетный танцовщик. С 1897 г. корифей, с 1900 г. танцовщик второго разряда. В 1904 г. повышен до позиции первого танцовщика. Исполнял кордебалетные и сольные партии. С 1903 г. режиссёр балета. С 1914 г. главный режиссёр. Был женат на танцовщице Е. Ф. Поплавской.
В 1897 г. стал помощником А. А. Горского по преподаванию записи танца в театре. С сентября 1900 г. педагог Театрального училища (дисциплина «Теория записывания танцев»). Сменил в этой должности Горского, перешедшего на постоянную службу в Москву. 15(28) мая 1903 г. подал в Дирекцию Императорских театров докладную записку о записи танцев по системе В. И. Степанова: просил увеличить количество часов, отведённых на обучение системе в Театральном училище, и назначить себе двух помощников для записывания театрального репертуара. Просьба Н. Г. Сергеева была удовлетворена, в следующие годы записи вместе с ним вели А. И. Чекрыгин, В. П. Рахманов и, эпизодически, другие артисты.
Изучавший сохранившиеся документы американский балетовед Р. Дж. Уайли пришёл к выводу, что основной массив записей сделан начиная с 1906 г. Хотя часть спектаклей записана раньше (например, 4-я картина балета «Лебединое озеро» с показа П. Леньяни – не позднее января 1901, когда балерина покинула Россию), а некоторые нотации зафиксировали хореографию прошлых лет (например, «Капризы бабочки» Н. С. Кроткова, фрагменты из балета «Талисман» Р. Дриго, записанные с показов В. А. Никитиной, оставившей сцену в 1893).
Нотации, выполненные Н. Г. Сергеевым и его помощниками, отражают финальный этап эволюции созданной В. И. Степановым системы записи движений, её крайнее упрощение в повседневной практике театра. В большинстве записей отсутствует музыкальная строка, не заполнены строки для корпуса и рук, а иногда дан только рисунок танца с беглыми словесными указаниями движений или совсем без них.
В конце 1904 – начале 1905 гг. Н. Г. Сергеев провёл работу по возобновлению хореографии М. И. Петипа в балете 1865 г. «Путешествующая танцовщица» Ч. Пуньи для бенефиса О. И. Преображенской, который состоялся 9(22) января 1905 г. (новую вариацию для бенефициантки сочинил сам Петипа). В следующие годы Сергеевым по записям были возобновлены балеты: «Ученики Дюпре» на музыку А. Визентини, Л. Делиба и др. (1907, совместно с Н. Г. Легатом), «Царь Кандавл» Пуньи (1908), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1909), «Капризы бабочки» Н. С. Кроткова, «Арлекинада» Р. Дриго (оба – 1910), «Коппелия» Делиба, «Привал кавалерии» И. И. Армсгеймера (оба – 1911), «Дочь фараона» Пуньи (1913), «Спящая красавица» Чайковского, «Корсар» А. Адана (оба – 1914), «Ручей» Делиба и Л. Минкуса (1916).
В 1915–1916 гг. вокруг деятельности Н. Г. Сергеева разгорелся скандал. Рассказывая в интервью «Петроградской газете» (1915. 13 декабря) о системе записывания балетов, Сергеев не упомянул фамилию В. И. Степанова, автора системы. Вдова Степанова – М. А. Эрлер – выразила протест в открытом письме, опубликованном «Петроградской газетой» (1916. 6 января. № 5).
В мае 1917 г. в связи с отменой прежней системы управления театрами Н. Г. Сергеев освобождён от должности главного режиссёра. В 1918 г. претендовал на должность директора балета государственных театров. Возобновил на сцене бывшего Мариинского театра балет «Капризы бабочки» Н. С. Кроткова. В том же году покинул Петроград и после непродолжительной работы в московском Большом театре эмигрировал из советской России. Вывез за рубеж нотации, сделанные им самим и под его руководством. В 1922 г. А. Л. Волынский поднял в прессе вопрос о возвращении Сергеева в Петроград в качестве балетмейстера-репетитора. Идея получила резкий отпор со стороны труппы Государственного академического театра оперы и балета.
В сентябре 1921 г. С. П. Дягилев пригласил Н. Г. Сергеева возобновить для Русского балета Дягилева «Спящую красавицу» П. И. Чайковского в хореографии М. И. Петипа. Уже в конце сентября сделанное Сергеевым было признано неудовлетворительным, доработка спектакля и сочинение новых номеров поручено Б. Ф. Нижинской.
В 1922–1925 гг. Н. Г. Сергеев служил балетмейстером Рижской оперы, руководил хореографической студией, ставил балеты, танцы в операх и в драме. Перенёс в Ригу спектакли: «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Пахита» Э. Дельдевеза и Л. Минкуса, «Волшебная флейта» Р. Дриго, картину «Тени» из балета «Баядерка» Минкуса (все – по петербургским постановкам).
В 1924 г. возобновил в Парижской опере «Жизель» А. Адана в русской редакции М. И. Петипа (вернув на французскую сцену балет, отсутствовавший в репертуаре с 1868), в 1926 г. под названием «Баядерка» возобновил картину «Тени» из балета «Баядерка» Л. Минкуса для торжественного спектакля в честь марокканского султана, в 1928 г. – «Капризы бабочки» Н. С. Кроткова для гала-спектакля в Театре Елисейских полей. Главные партии во всех трёх постановках исполняла О. А. Спесивцева. В конце 1920-х гг. сотрудничал с труппой А. П. Павловой и Русской оперой в Париже. В 1933 г. поставил для вечера памяти Павловой в Театре Елисейских полей «Мечту раджи» (композиция на основе 3-го акта «Баядерки»).
С начала 1930-х гг. Н. Г. Сергеев работал в различных английских компаниях. Возобновил «Жизель» А. Адана в 1932 г. для Общества Камарго, в 1935 г. – для труппы «Markova-Dolin Ballet». Для труппы «Vic-Wells Ballets» (позднее – «Sadler’s Wells Ballet»): «Коппелию» Л. Делиба (1933), «Жизель» Адана, «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (все – 1934), «Спящую красавицу» Чайковского (под названием «Спящая принцесса», 1939). К ним восходят все дальнейшие редакции этих спектаклей в репертуаре Королевского балета Великобритании.
В 1934 г. руководил собственной труппой «Sergeyev Russian Ballet», дававшей спектакли в Великобритании. В 1938 г. восстановил «Коппелию» Делиба для труппы «Ballet Russe de Monte Carlo». В 1941–1948 гг. был главным режиссёром и педагогом в труппе «International Ballet», педагогом в школе «International Ballet». Поставил для этого коллектива балеты: «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (2-й акт – 1941, полный спектакль – 1947), «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина в хореографии Л. И. Иванова (1941), «Коппелия» Л. Делиба, «Жизель» А. Адана (оба – 1942), «Спящая красавица» Чайковского (1-й акт, под названием «Спящая принцесса» – 1942, дивертисмент «Свадьба Авроры» – 1944, полный спектакль под названием «Спящая принцесса» – 1947).
За рубежом Н. Г. Сергеев продолжал вести записи, пополнив их корпус вариантами отдельных номеров из «Спящей красавицы», нотацией «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина в хореографии Л. И. Иванова (нотация датирована 1931) и балета «Сон раджи» (его собственная постановка 1933).
В 1969 г. оставшиеся после смерти Н. Г. Сергеева документы (нотации балетов, ноты, эскизы, фотографии и др.) приобрела Театральная коллекция Гарварда. Они хранятся в Библиотеке Хаутона и известны как «коллекция Сергеева». Отдельно от неё и раньше по времени в Гарвард попали материалы Сергеева по балету «Лебединое озеро».
Изучение «коллекции» в балетоведении началось в 1970-х гг. В 1976 г. американский исследователь Р. Дж. Уайли опубликовал подробный рассказ о Н. Г. Сергееве и его наследии. В 1977 г. Ю. И. Слонимский высказался за то, чтобы копии хореографических нотаций были переданы в Россию. В 1985 г. вышла монография «Tchaikovsky’s ballets», в ней Уайли обратился к нотациям «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» для того, чтобы проанализировать первые петербургские постановки этих балетов П. И. Чайковского.
Одновременно записи нашли применение в театральной практике. В 1984 г. лондонский Королевский балет показал «Щелкунчика» в постановке П. Райта, в 1987 г. – «Лебединое озеро» в новой редакции Э. Дауэлла. Консультантом обоих спектаклей выступил Р. Дж. Уайли, с его помощью хореографы восстановили фрагменты утраченной хореографии Л. И. Иванова и М. И. Петипа.
В 1999 г. С. Г. Вихарев с использованием нотации поставил в Мариинском театре «Спящую красавицу» П. И. Чайковского. Это был первый опыт реконструкции балета 19 в., включающей полное восстановление хореографического текста, оригинальных костюмов и декораций, стилизацию исполнительской манеры; однако утверждения постановщика о точном следовании записи не соответствовали действительности, из-за чего его работа подверглась серьёзной критике. Дальнейшие балетные реконструкции осуществляли Вихарев, Ю. П. Бурлака, А. Мишутин и др. Их постановки предполагали ту или иную степень вольности по отношению к источникам. С 2014 г. восстановлением старинных балетов по нотациям занимается А. О. Ратманский.
Из современных исследователей балета с «коллекцией Сергеева» работают Д. Фаллингтон (США), А. С. Галкин, С. А. Конаев (Россия), продолжает работать Р. Дж. Уайли.