Балетмейстеры

Балетмейстеры
Бартелеми Роже. Портрет Жан-Жоржа Новерра. 1790
Балетмейстеры
Балетмейстеры

Новерр Жан-Жорж

Новерр Жан-Жорж
Нове́рр Жан-Жорж (1727–1810), французский тан­цов­щик и ба­лет­мей­стер. Ре­фор­ма­тор и тео­ре­тик хо­рео­гра­фического искусства. В 1740-х гг. в театре «Опе­ра-Ко­мик» (Париж), в при­двор­ной опе­ре в Бер­ли­не, в Мар­се­ле. С 1750 г. в Лио­не (в 1751–1752 воз­глав­лял ба­лет­ную труп­пу как ба­лет­мей­стер). В 1754 г. в «Опе­ра-Ко­мик» по­ста­вил свой пер­вый из­вест­ный ба­летный спектакль «Ки­тай­ский празд­ник». Смотрел на балет как на са­мо­сто­ятельный спек­такль с сю­жет­ной ин­три­гой, раз­ви­тым дей­ст­ви­ем, с ге­роя­ми. При­зна­вал за ба­ле­том пра­во на­ру­шать клас­си­ци­ст­ские един­ст­ва мес­та, вре­ме­ни и дей­ст­вия в ин­те­ре­сах ло­ги­ки раз­ви­тия сю­же­та, под­чи­нён­ной за­ко­нам му­зы­ки; упо­ря­до­чил и раз­вил струк­тур­ные фор­мы ака­де­мического ба­лет­но­го тан­ца – соль­но­го и ан­самб­ле­во­го. В 1763 г. соз­дал известный ба­ле­т «Ме­дея и Язон» Ж.-Ж. Ро­доль­фа. В 1760-х гг. со­труд­ни­чал с К. В. Глюком в опер­ном те­ат­ре Ве­ны. В 1776–1780 гг. главный ба­лет­мей­сте­р Королевской академии музыки. От­крыл дос­туп в ба­лет серь­ёз­но­му дра­ма­тическому со­дер­жа­нию, ус­та­но­вил бо­лее гиб­кие за­ко­ны сце­нического дей­ст­вия. Внёс в ба­лет­ную эс­те­ти­ку дос­ти­же­ния эс­те­тической мыс­ли сво­его вре­ме­ни, за­вое­вав ре­пу­та­цию от­ца современного ба­ле­та.

Хореография в России: конец 20 – начало 21 вв.

Хореография в России: конец 20 – начало 21 вв.
Дмитрий Брянцев

Брянцев Дмитрий АлександровичБрянцев Дмитрий Александрович

Бря́нцев Дми́трий Алекса́ндрович (1947–2004), российский артист балета, хореограф, педагог, народный артист РСФСР (1989). В 1966–1977 гг. солист Хореографического концертного ансамбля СССР «Молодой балет» (с 1971 Концертный ансамбль СССР «Классический балет»). Известность принесли телебалеты с участием Е. С. Максимовой «Галатея» (1977) и «Старое танго» (1979).  В 1981–1985 гг. балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. С 1985 г. главный балетмейстер Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1994–1995 гг. также главный балетмейстер санкт-петербургского Театра камерного балета. Среди постановок: «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена (1995; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа», 1996).
Сергей Вихарев на VII Международном фестивале «Мариинский». 2007

Вихарев Сергей ГеннадьевичВихарев Сергей Геннадьевич

Ви́харев Серге́й Генна́дьевич (1962–2017), российский артист балета, балетмейстер, педагог, заслуженный артист РФ (2002). С 1980 г. в труппе Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), с 2007 г. балетмейстер-репетитор. Репертуар включал преимущественно лирико-романтические партии. В 1987–1988 гг. педагог-репетитор Донецкого театра оперы и балета. В середине 1990-х гг. дебютировал как балетмейстер. Одним из первых в России заинтересовался проблемами аутентизма в балете. Преобладающей сферой его интересов стало наследие М. И. Петипа. На основании сохранившихся в театральной коллекции Гарвардского университета (США) архивов Вихарев предложил собственную расшифровку спектаклей Петипа, записанных Н. Г. Сергеевым по методу хореографической нотации В. И. Степанова. В 1999–2006 гг. главный балетмейстер Новосибирского театра оперы и балета. Отличие 1-й степени 10-го Международного конкурса артистов балета в Варне (1980), 2-я премия 5-го Международного конкурса артистов балета в Москве (1985). Российская национальная премия «Золотая маска» (2000, 2008; 2019, посмертно). Премия Правительства РФ в области культуры за 2019 г. (посмертно).

Балетное искусство эпохи романтизма

Балетное искусство эпохи романтизма
Мариус Петипа. 1885
Балетмейстеры
Балетмейстеры

Петипа Мариус Иванович

Петипа Мариус Иванович
Петипа́ Ма́риус Ива́нович (1818–1910), французский и российский артист балета, педагог, балетмейстер. С детства на профессиональной сцене, в 1838–1846 гг. танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка, Мадрида; изучал национальные танцы и внедрил их в классический балет. С 1847 г. в Санкт-Петербурге. После первой самостоятельной постановки («Дочь фараона» Ч. Пуньи, 1862) назначен балетмейстером петербургских императорских театров, в 1869 –1903 гг. главный балетмейстер. В постановках Петипа сформировался академический стиль классического балета, благодаря ему петербургская труппа заняла ведущее положение в мире. В 1855–1887 гг. преподавал классический танец в Санкт-Петербургском театральном училище. Наследие Петипа составляет основу классического корпуса в мировом балетном репертуаре.

Хореографы СССР

Хореографы СССР

Хореографы – народные артисты РФ

Хореографы – народные артисты РФ

Вихарев Сергей Геннадьевич

Вихарев Сергей Геннадьевич
Ви́харев Серге́й Генна́дьевич (1962–2017), российский артист балета, балетмейстер, педагог, заслуженный артист РФ (2002). С 1980 г. в труппе Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), с 2007 г. балетмейстер-репетитор. Репертуар включал преимущественно лирико-романтические партии. В 1987–1988 гг. педагог-репетитор Донецкого театра оперы и балета. В середине 1990-х гг. дебютировал как балетмейстер. Одним из первых в России заинтересовался проблемами аутентизма в балете. Преобладающей сферой его интересов стало наследие М. И. Петипа. На основании сохранившихся в театральной коллекции Гарвардского университета (США) архивов Вихарев предложил собственную расшифровку спектаклей Петипа, записанных Н. Г. Сергеевым по методу хореографической нотации В. И. Степанова. В 1999–2006 гг. главный балетмейстер Новосибирского театра оперы и балета. Отличие 1-й степени 10-го Международного конкурса артистов балета в Варне (1980), 2-я премия 5-го Международного конкурса артистов балета в Москве (1985). Российская национальная премия «Золотая маска» (2000, 2008; 2019, посмертно). Премия Правительства РФ в области культуры за 2019 г. (посмертно).
Сергей Вихарев на VII Международном фестивале «Мариинский». 2007

Эйфман Борис Яковлевич

Эйфман Борис Яковлевич
Э́йфман Бори́с Я́ковлевич (род. 1946), российский артист балета, балетмейстер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), народный артист РФ (1996). В 1970–1977 гг. балетмейстер Ленинградского хореографического училища. С 1977 гг. художественный руководитель и балетмейстер ленинградского «Нового балета». В 2013 г. открыл в Санкт-Петербурге Академию танца Бориса Эйфмана. Государственная премия РФ (1998, 2018). Премия правительства РФ в области культуры (2011). Многократный лауреат премий «Золотая маска», «Золотой софит». Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (4-й степени, 2003; 3-й степени, 2007; 2-й степени, 2012; 1-й степени, 2021). Награждён орденом Почёта Армении (2016). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2021).
Борис Эйфман. 1997

Боярчиков Николай Николаевич

Боярчиков Николай Николаевич
Боя́рчиков Никола́й Никола́евич (1935–2020), российский артист балета, хореограф, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976), народный артист РСФСР (1985). В 1954–1971 гг. в балетной труппе Ленинградского Малого оперного театра (как хореограф дебютировал в 1964 г. балетом «Три мушкетёра» В. Е. Баснера). В 1971–1977 гг. главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета, в 1977–2007 гг. – Малого театра оперы и балета (с 2001 Михайловский театр). В 1976–2015 гг. преподавал в Ленинградской консерватории, с 2001 г. – в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Государственная премия РСФСР имени М.́ И. Глинки (1977). Награждён орденами Дружбы (1995) и Почёта (2006).
Николай Боярчиков. 1977