
Новерр Жан-Жорж
Нове́рр Жан-Жорж (1727–1810), французский танцовщик и балетмейстер. Реформатор и теоретик хореографического искусства. В 1740-х гг. в театре «Опера-Комик» (Париж), в придворной опере в Берлине, в Марселе. С 1750 г. в Лионе (в 1751–1752 возглавлял балетную труппу как балетмейстер). В 1754 г. в «Опера-Комик» поставил свой первый известный балетный спектакль «Китайский праздник». Смотрел на балет как на самостоятельный спектакль с сюжетной интригой, развитым действием, с героями. Признавал за балетом право нарушать классицистские единства места, времени и действия в интересах логики развития сюжета, подчинённой законам музыки; упорядочил и развил структурные формы академического балетного танца – сольного и ансамблевого. В 1763 г. создал известный балет «Медея и Язон» Ж.-Ж. Родольфа. В 1760-х гг. сотрудничал с К. В. Глюком в оперном театре Вены. В 1776–1780 гг. главный балетмейстер Королевской академии музыки. Открыл доступ в балет серьёзному драматическому содержанию, установил более гибкие законы сценического действия. Внёс в балетную эстетику достижения эстетической мысли своего времени, завоевав репутацию отца современного балета.