Захаров Ростислав Владимирович
Заха́ров Ростисла́в Влади́мирович (1907–1984), российский артист балета, балетмейстер, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1969), доктор искусствоведения (1970). В 1936–1956 гг. балетмейстер и оперный режиссёр Государственного академического Большого театра (ГАБТ). Один из крупнейших хореографов эпохи драмбалета.
Жозеф Мазилье
Жозе́ф Мазилье́ (1797, по другим сведениям, 1801 – 1868), французский артист балета, хореограф. Сотрудничал с театрами Лиона, Бордо, Парижа, Лондона и др. В 1830–1857 гг. в Парижской опере. В 1866–1867 гг. балетмейстер театра «Ла Монне» в Брюсселе. В 1851–1852 гг. в Санкт-Петербурге. Один из крупнейших европейских хореографов эпохи заката танцевального романтизма, в своём творчестве утверждал эклектику как стиль.
Петипа Мариус Иванович
Петипа́ Ма́риус Ива́нович (1818–1910), французский и российский артист балета, педагог, балетмейстер. С детства на профессиональной сцене, в 1838–1846 гг. танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка, Мадрида; изучал национальные танцы и внедрил их в классический балет. С 1847 г. в Санкт-Петербурге. После первой самостоятельной постановки («Дочь фараона» Ч. Пуньи, 1862) назначен балетмейстером петербургских императорских театров, в 1869 –1903 гг. главный балетмейстер. В постановках Петипа сформировался академический стиль классического балета, благодаря ему петербургская труппа заняла ведущее положение в мире. В 1855–1887 гг. преподавал классический танец в Санкт-Петербургском театральном училище. Наследие Петипа составляет основу классического корпуса в мировом балетном репертуаре.
Дидло Шарль-Луи
Дидло́ Шарль-Луи́ (1767–1837), французский артист балета, хореограф, педагог. Танцевал в театрах Парижа, Лондона, Стокгольма, Бордо. Ставил балеты в Лионе, Лондоне и др. В 1801–1811 гг. возглавлял балетную часть Петербургского театрального училища. С 1816 г. вновь в Санкт-Петербурге, где осуществил свыше 40 постановок. В 1829 г. вышел в отставку. Художественные ансамбли Дидло подготовили преобразования эпохи романтизма в балете. Под его руководством русский балетный театр выдвинулся на одно из первых мест в Европе. Творческие находки хореографа получили развитие во 2-й половине 19 в., в частности в балетах М. И. Петипа.
Горский Александр Алексеевич
Го́рский Алекса́ндр Алексе́евич (1871–1924), российский артист балета, хореограф, педагог, заслуженный артист императорских театров (1915). В 1889–1900 гг. в Мариинском театре. С 1901 г. режиссёр балета, в 1902–1924 гг. балетмейстер московского Большого театра. Инициатор реформ, опирался на собственные идеи, сформировавшиеся под влиянием Московского Художественного театра и художников «Мира искусства». Стремился преодолеть условности академического балета 19 в. Добивался логики и стройности сюжета, точности национального и исторического колорита. Впервые осуществил балетную постановку симфонии («5-я симфония» А. К. Глазунова, 1916). Новаторские поиски А. А. Горского в дальнейшем были использованы в практике балетного театра. Лучший спектакль – «Дон Кихот» Л. Минкуса (1900) – сохраняется в мировом репертуаре и в 21 в.
Бурнонвиль Август
Бурнонви́ль А́вгуст (1805–1879), датский артист балета, хореограф, педагог. Виднейший представитель балета эпохи романтизма. Его творчество определило национальное своеобразие датского балета. Выдающийся педагог создал свою методику преподавания, т. н. урок Бурнонвиля, записанный его учениками и вошедший в балетную педагогическую практику. Благодаря неукоснительному следованию традициям Бурнонвиля классический танец в балете Дании сохранился почти без изменений, не потеряв своего значения и в 21 в.
Коралли Жан
Коралли́ Жан (1779–1854), французский артист балета и хореограф. Работал в Вене, Милане и др. С 1831 г. балетмейстер Парижской оперы. В 1841 г. совместно с Ж. Перро поставил «Жизель» А. Адана – легендарный спектакль эпохи романтизма, вошедший в сокровищницу мирового балетного театра.
Анджолини Гаспаро
Анджоли́ни Гаспа́ро (1731– 1803), итальянский танцовщик, хореограф, педагог, либреттист, композитор. На сцене с 1747 г. Как танцовщик и хореограф работал в Австрии, Италии и др. В 1766–1786 гг. в Санкт-Петербурге и Москве. Один из основоположников действенного балета. Опирался на эстетику Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо. Сотрудничал с К. В. Глюком.