Балетмейстеры

Новерр Жан-Жорж
Балетмейстеры
Новерр Жан-Жорж
Нове́рр Жан-Жорж (1727–1810), французский тан­цов­щик и ба­лет­мей­стер. Ре­фор­ма­тор и тео­ре­тик хо­рео­гра­фического искусства. В 1740-х гг. в театре «Опе­ра-Ко­мик» (Париж), в при­двор­ной опе­ре в Бер­ли­не, в Мар­се­ле. С 1750 г. в Лио­не (в 1751–1752 воз­глав­лял ба­лет­ную труп­пу как ба­лет­мей­стер). В 1754 г. в «Опе­ра-Ко­мик» по­ста­вил свой пер­вый из­вест­ный ба­летный спектакль «Ки­тай­ский празд­ник». Смотрел на балет как на са­мо­сто­ятельный спек­такль с сю­жет­ной ин­три­гой, раз­ви­тым дей­ст­ви­ем, с ге­роя­ми. При­зна­вал за ба­ле­том пра­во на­ру­шать клас­си­ци­ст­ские един­ст­ва мес­та, вре­ме­ни и дей­ст­вия в ин­те­ре­сах ло­ги­ки раз­ви­тия сю­же­та, под­чи­нён­ной за­ко­нам му­зы­ки; упо­ря­до­чил и раз­вил струк­тур­ные фор­мы ака­де­мического ба­лет­но­го тан­ца – соль­но­го и ан­самб­ле­во­го. В 1763 г. соз­дал известный ба­ле­т «Ме­дея и Язон» Ж.-Ж. Ро­доль­фа. В 1760-х гг. со­труд­ни­чал с К. В. Глюком в опер­ном те­ат­ре Ве­ны. В 1776–1780 гг. главный ба­лет­мей­сте­р Королевской академии музыки. От­крыл дос­туп в ба­лет серь­ёз­но­му дра­ма­тическому со­дер­жа­нию, ус­та­но­вил бо­лее гиб­кие за­ко­ны сце­нического дей­ст­вия. Внёс в ба­лет­ную эс­те­ти­ку дос­ти­же­ния эс­те­тической мыс­ли сво­его вре­ме­ни, за­вое­вав ре­пу­та­цию от­ца современного ба­ле­та.

Хореография в России: конец 20 – начало 21 вв.

Боярчиков Николай Николаевич
Боярчиков Николай Николаевич
Боя́рчиков Никола́й Никола́евич (1935–2020), российский артист балета, хореограф, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976), народный артист РСФСР (1985). В 1954–1971 гг. в балетной труппе Ленинградского Малого оперного театра (как хореограф дебютировал в 1964 г. балетом «Три мушкетёра» В. Е. Баснера). В 1971–1977 гг. главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета, в 1977–2007 гг. – Малого театра оперы и балета (с 2001 Михайловский театр). В 1976–2015 гг. преподавал в Ленинградской консерватории, с 2001 г. – в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Государственная премия РСФСР имени М.́ И. Глинки (1977). Награждён орденами Дружбы (1995) и Почёта (2006).
Брянцев Дмитрий Александрович
Брянцев Дмитрий Александрович
Бря́нцев Дми́трий Алекса́ндрович (1947–2004), российский артист балета, хореограф, педагог, народный артист РСФСР (1989). В 1966–1977 гг. солист Хореографического концертного ансамбля СССР «Молодой балет» (с 1971 Концертный ансамбль СССР «Классический балет»). Известность принесли телебалеты с участием Е. С. Максимовой «Галатея» (1977) и «Старое танго» (1979).  В 1981–1985 гг. балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. С 1985 г. главный балетмейстер Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1994–1995 гг. также главный балетмейстер санкт-петербургского Театра камерного балета. Среди постановок: «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена (1995; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа», 1996).

Хореографы – приверженцы балетной драмы

Захаров Ростислав Владимирович
Захаров Ростислав Владимирович
Заха́ров Ростисла́в Влади́мирович (1907–1984), российский артист балета, балетмейстер, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1969), доктор искусствоведения (1970). В 1936–1956 гг. балетмейстер и оперный режиссёр Государственного академического Большого театра (ГАБТ). Один из крупнейших хореографов эпохи драмбалета.
Жозеф Мазилье
Жозеф Мазилье
Жо­зе́ф Мазилье́ (1797, по другим све­де­ни­ям, 1801 – 1868), французский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. Сотрудничал с театрами Лио­на, Бор­до, Парижа, Лондона и др. В 1830–1857 гг. в Па­риж­ской опе­ре. В 1866–1867 гг. ба­лет­мей­стер те­ат­ра «Ла Мон­не» в Брюс­се­ле. В 1851–1852 гг. в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Один из круп­ней­ших ев­ропейских хо­рео­гра­фов эпо­хи за­ка­та тан­це­валь­но­го ро­ман­тиз­ма, в сво­ём твор­че­ст­ве ут­вер­ждал эк­лек­ти­ку как стиль.
Петипа Мариус Иванович
Петипа Мариус Иванович
Петипа́ Ма́ри­ус Ива́но­вич (1818–1910), французский и российский ар­тист ба­ле­та, пе­да­гог, ба­лет­мей­стер. С дет­ст­ва на профессиональной сце­не, в 1838–1846 гг. тан­цов­щик и ба­лет­мей­стер в те­ат­рах Бор­до, Нан­та, Нью-Йор­ка, Мад­ри­да; изу­чал национальные тан­цы и вне­дрил их в клас­сический ба­лет. С 1847 г. в Санкт-Пе­тер­бурге. После пер­вой са­мо­сто­ятельной по­ста­нов­ки («Дочь фа­рао­на» Ч. Пу­ньи, 1862) на­зна­чен ба­лет­мей­сте­ром пе­тербургских императорских те­ат­ров, в 1869 –1903 гг. главный ба­лет­мей­стер. В по­ста­нов­ках Петипа сфор­ми­ро­вал­ся ака­де­мический стиль клас­сического ба­ле­та, благодаря ему пе­тербургская труп­па за­ня­ла ведущее по­ло­же­ние в ми­ре. В 1855–1887 гг. пре­по­да­вал клас­сический та­нец в Санкт-Пе­тербургском те­ат­раль­ном училище. На­сле­дие Петипа со­став­ля­ет ос­но­ву клас­сического кор­пу­са в ми­ро­вом ба­лет­ном ре­пер­туа­ре.
Дидло Шарль-Луи
Дидло Шарль-Луи
Дидло́ Шарль-Луи́ (1767–1837), французский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Танцевал в театрах Парижа, Лондона, Стокгольма, Бордо. Ставил балеты в Лионе, Лон­до­не и др. В 1801–1811 гг. воз­глав­лял ба­лет­ную часть Пе­тербургского те­ат­раль­но­го училища. С 1816 г. вновь в Санкт-Пе­тер­бур­ге, где осу­ще­ст­вил свыше 40 по­ста­но­вок. В 1829 г. вышел в от­став­ку. Ху­дожественные ан­самб­ли Дидло под­го­то­ви­ли пре­об­ра­зо­ва­ния эпо­хи ро­ман­тиз­ма в ба­ле­те. Под его ру­ко­во­дством русский ба­лет­ный те­атр вы­дви­нул­ся на од­но из пер­вых мест в Ев­ро­пе. Творческие на­ход­ки хо­рео­гра­фа по­лу­чи­ли раз­ви­тие во 2-й половине 19 в., в ча­ст­но­сти в ба­ле­тах М. И. Пе­ти­па.
Горский Александр Алексеевич
Горский Александр Алексеевич
Го́рский Алекса́ндр Алексе́евич (1871–1924), российский артист балета, хореограф, педагог, заслуженный артист императорских театров (1915). В 1889–1900 гг. в Мариинском театре. С 1901 г. режиссёр балета, в 1902–1924 гг. балетмейстер московского Большого театра. Инициатор реформ, опирался на собственные идеи, сформировавшиеся под влиянием Московского Художественного театра и художников «Мира искусства». Стремился преодолеть условности академического балета 19 в. Добивался логики и стройности сюжета, точности национального и исторического колорита. Впервые осуществил балетную постановку симфонии («5-я симфония» А. К. Глазунова, 1916). Новаторские поиски А. А. Горского в дальнейшем были использованы в практике балетного театра. Лучший спектакль – «Дон Кихот» Л. Минкуса (1900) – сохраняется в мировом репертуаре и в 21 в.
Бурнонвиль Август
Бурнонвиль Август
Бурнонви́ль А́вгуст (1805–1879), датский артист балета, хореограф, педагог. Виднейший представитель балета эпохи романтизма. Его творчество определило национальное своеобразие датского балета. Выдающийся педагог создал свою методику преподавания, т. н. урок Бурнонвиля, записанный его учениками и вошедший в балетную педагогическую практику. Благодаря неукоснительному следованию традициям Бурнонвиля классический танец в балете Дании сохранился почти без изменений, не потеряв своего значения и в 21 в.
Коралли Жан
Коралли Жан
Коралли́ Жан (1779–1854), французский ар­тист ба­ле­та и хо­рео­граф. Работал в Вене, Милане и др. С 1831 г. ба­лет­мей­стер Па­риж­ской опе­ры. В 1841 г. совместно с Ж. Пер­ро по­ста­вил «Жи­зель» А. Ада­на – легендарный спек­так­ль эпохи романтизма, во­шед­ший в со­кро­вищ­ни­цу ми­ро­во­го ба­лет­но­го те­ат­ра.
Анджолини Гаспаро
Анджолини Гаспаро
Анджоли́ни Гаспа́ро (1731– 1803), итальянский танцовщик, хореограф, педагог, либреттист, композитор. На сцене с 1747 г. Как танцовщик и хореограф работал в Австрии, Италии и др. В 1766–1786 гг. в Санкт-Петербурге и Москве. Один из основоположников действенного балета. Опирался на эстетику Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо. Сотрудничал с К. В. Глюком.

Солисты балета Большого театра

Бобров Сергей Рудольфович
Бобров Сергей Рудольфович
Бобро́в Серге́й Рудо́льфович (род. 1963), российский артист балета, хореограф, заслуженный артист РФ (2007). В 1981–2001 гг. в Большом театре. Лауреат 1-й премии Межрегионального конкурса балетмейстеров и артистов балета (1991, Москва), 2-й премии 1-го Международного конкурса имени С. Лифаря в Киеве (1994), 2-й премии 9-го Международного конкурса артистов балета и хореографов (2001, Москва). С 2003 г. главный балетмейстер, в 2006–2022 гг. художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета.
Василёв Владимир Юдич
Василёв Владимир Юдич
Василёв Влади́мир Ю́дич (1931–2017), российский артист балета, хореограф, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), народный артист РФ (1995). В 1949–1970 гг. танцевал в Большом театре. С 1960-х гг. совместно с женой, Н. Д. Касаткиной, работал как хореограф, сценарист и режиссёр. В 1977 г. Василёв и Касаткина возглавили Концертный ансамбль «Классический балет». Государственная премия СССР (1976). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Рыцарь танца» (1996, совместно с Касаткиной).