Телеология
Телеоло́гия (от греч. τέλος, род. падеж τέλεος – цель, завершение и ...логия), учения, исходящие из понятия цели (целенаправленности, целесообразности, смысла и т. п.) в качестве принципа объяснения. Термин введён Х. фон Вольфом (1728).
Как философская доктрина телеология возникает в греческой философии у Анаксагора и Сократа. Платон вкладывает в уста Сократа рассуждение о том, что «в действительности всё связуется и удерживается благом и должным». Начиная с Платона, в античной философии происходит борьба традиционного детерминизма «фисиологов» и телеологии, основы которой заложены в платоновских диалогах, где даётся обоснование идеи блага как цели всего сущего. У Аристотеля одной из четырёх причин сущего является целевая, без которой невозможно объяснить способ существования живых организмов; этический аспект телеологии рассмотрен им в «Никомаховой этике». Аристотель ввёл понятие энтелехии как осуществлённости внутренней цели того или иного существа (например, душа есть энтелехия тела).
Вместе со становлением христианства в философию приходит третий тип отношения к целеполаганию: в спор детерминизма и телеологии вступает волюнтаризм как учение о способности к свободному самоопределению воли. В построении иерархической картины мира телеология остаётся наиболее востребованным учением: так, согласно пятому доказательству бытия Бога в доктрине Фомы Аквинского, избирательное поведение всех вещей, стремящихся к какому-либо результату (даже неразумных вещей, которые не могут ставить себе цели), говорит о том, что должен быть высший источник целеполагания – Бог.
Новоевропейская философия, исходящая в своём миропонимании из принципа причинности, на время вытесняет телеологию на периферию (для Б. Спинозы даже само понятие цели есть «убежище невежества»). Однако уже Г. В. Лейбниц, считая необходимым дополнить принцип детерминизма, делает целевой принцип одной из основ своей монадологии. Монада как одушевлённое тело содержит в себе и цель (душу), и средство (тело) её осуществления, чем отличается от неживой материи. При помощи целевого принципа Лейбниц формулирует своё учение об «оптимальности» действительного мира, в котором цель всегда реализуется максимально полным для данного момента образом.
Согласно И. Канту, наблюдаемая в природе «внутренняя целесообразность» организмов, в которых «всё есть цель и в то же время средство» и в которых «ничего нельзя приписать слепому механизму природы», лежит в основе телеологического принципа. Однако этот «принцип телеологического суждения о природе вообще как системе целей» не является конститутивным ни для рассудка, ни для разума, но может служить только регулятивным принципом «для рефлексии об объекте», а не для «определения объекта понятием цели», поскольку невозможно установить преднамеренный или непреднамеренный характер природной целесообразности (Кант. 1966. С. 401, 403, 142).
В немецкой послекантовской философии – у И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля – принципиальная граница между конститутивным и регулятивным стирается, и потому цель становится одной из основных сил, движущих процесс становления реальности. В системе Гегеля цель проходит через весь процесс саморазвёртывания Духа в качестве конкретного присутствия всеобщего в конечных предметах (в его философии истории «хитрость» мирового Разума заключается в том, что для осуществления своих конечных целей им используются конкретные действия людей, продиктованные их частными интересами и страстями).
В философии 19–20 вв. в различных версиях телеологии цель может пониматься как биоморфная разновидность энтелехии, являющейся внутренней программой организма (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Х. Дриш, Я. фон Икскюль, Н. О. Лосский); как внутренняя символическая форма культуры (В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Э. Кассирер, П. А. Флоренский, Андрей Белый); как иерархически выстроенные системы обратных связей организма и среды (холизм, гештальтпсихология, органицизм, кибернетика, общая теория систем). П. Тейяр де Шарден понятием «точка Омега» вводит особый тип телеологии, выражающий не пассивную финальность результата эволюции, а активную причастность самой цели ко всем этапам процесса. Э. Гуссерль отчасти восстанавливает кантовское понимание цели как особого априори в структурах «жизненного мира». Методологи научного знания ищут подходы, альтернативные телеологии, вырабатывая понятия пробабилизма, контингентности и др. В синергетике (немецкий физик Г. Хакен, И. Р. Пригожин) предпринята радикальная попытка заменить классическое понятие цели закономерностями самоорганизации нелинейных систем. В современной физике телеологическая проблематика возникает в дискуссии вокруг антропного принципа.