Тейяр де Шарден Пьер
Тейя́р де Шарде́н Пьер, Мари-Жозеф-Пьер Тейяр де Шарден (Marie-Joseph-Pierre Teilhard de Chardin) (1.5.1881, замок Сарсена, департамент Пюи-де-Дом – 10.4.1955, Нью-Йорк), французский палеонтолог и антрополог, христианский мистик, философ и теолог, синтезировавший учение Католической церкви с теорией эволюции. Богословские работы Тейяра де Шардена при жизни были запрещены к публикации Католической церковью и читались тайно. Большая часть его трудов была издана лишь посмертно. Главный труд – «Феномен человека» (Le Phénomène humain, 1955) стал бестселлером мировой богословской литературы. Тейяр де Шарден придерживался теории происхождения видов Ч. Дарвина и пытался интегрировать её в христианское богословие. Предметом его интереса были социальная, культурная и духовная эволюция человечества, а также место религии, духовности и мистицизма в истории человеческой цивилизации. Известен своим эволюционистским взглядом на цель человеческого существования, согласно которому человек призван развиваться ментально, социально и духовно, чтобы достигнуть конечного пункта духовного единения, который он называл «точкой Омега».
Биография
Родился в семье, принадлежащей к древнему французскому аристократическому роду региона Овернь (Франция), четвёртым ребёнком из одиннадцати детей. Отец, Эмманюэль Тейяр де Шарден, работал библиотекарем и увлекался наукой и литературой. Мать, Берта-Адель, урождённая де Домпьер д'Орнуа из Пикардии, была правнучатой племянницей философа Вольтера. Оба родителя были набожными католиками. От матери Пьер воспринял тягу к мистицизму, тогда как отец привил ему любовь к коллекционированию и изучению камней, окаменелостей, растений и насекомых. Де Шарден получил среднее образование в иезуитском колледже Нотр-Дам в Монгре, а в восемнадцать лет стал послушником в ордене Общество Иисуса в Экс-ан-Провансе. В молодости пережил духовный кризис, поскольку не мог определиться между любовью к мистицизму и научно-естественными изысканиями, но вышел из него, обнаружив возможность гармонично их сочетать. Когда иезуитов изгнали из Франции, продолжил свои богословские исследования в Великобритании на острове Джерси (1902–1905), а затем в Гастингсе (1908–1912), где в 1911 г. получил священническое рукоположение. В 1905–1908 гг. преподавал физику и химию студентам иезуитского колледжа Святого Семейства в Каире. В 1912–1914 гг. работал в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории под руководством М. Буля. Вместе с ним принимал участие в раскопках на северо-западе Испании. В 1912 г. стал членом рабочей группы, занимавшейся раскопками т. н. Пилтдаунского человека, который впоследствии был признан фальсификацией. Некоторые современники, в частности, кенийский антрополог британского происхождения Л. Лики, предполагали, что он был причастен к процессу создания фальшивки.
Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. служил санитаром-носильщиком Североафриканского полка на Западном фронте. Побывал во множестве сражений, однако ни разу не был ранен. После окончания войны получил Воинскую медаль и орден Почётного легиона (1921). В ходе войны де Шарден осознал себя частью плюралистической человеческой среды. Это привело его к выводу о том, что цель существования Вселенной – достижение единства человеческих существ. Впоследствии эти рассуждения трансформировались в знаменитую идею «ноосферы» – огромной сети человеческого мышления и взаимодействия, которое соединяет всех людей земного шара и открывает новую стадию человеческой эволюции. Регулярные встречи со смертью побудили его составить «интеллектуальное завещание», в котором кратко излагалось его мировоззрение. В нем он писал, что, несмотря на все потрясения, он продолжает видеть одухотворённость мира и его движение навстречу Богу. Тогда же он начал писать серию эссе, опубликованных посмертно, среди которых «Сочинения, написанные во время войны» (1965).
После войны де Шарден продолжил изучение геологии и палеонтологии. С 1920 г. обучался в Сорбонне, в 1922 г. защитил докторскую диссертацию в Парижском католическом институте по теме «Млекопитающие нижнего эоцена Франции» и получил назначение на должность президента Французского геологического общества. В то же время его пригласили работать профессором кафедры геологии в Парижском католическом институте, где он мог публично распространять свои идеи об эволюции и христианстве, однако был уволен из-за публикации сочинений об эволюции и первородном грехе (1923), которые Святой Престол счёл не соответствующими католическому вероучению.
После этого он отправился в Китай, где по указанию руководства ордена иезуитов продолжил свои геологические изыскания. Эта страна стала местом постоянного изгнания де Шардена, где он провел большую часть своей научной карьеры (1926–1946). В 1929 г., участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр де Шарден вместе с коллегами обнаружил останки синантропа. Благодаря анализу этой находки он получил широкое признание в научных кругах. Ещё большую славу ему и его коллеге А. Брёйлю принесло открытие в 1931 г. факта использования синантропом примитивных орудий и огня. Он провел множество экспедиций по всей Азии, включая командировки в Индию, Индонезию, Мьянму, Шри-Ланку, Вьетнам, Японию, а также регулярные поездки в страны Запада. В 1947 г. де Шарден был удостоен звания офицера Почётного легиона.
В Китае де Шарден написал одну из своих главных работ – «Феномен человека» (в период 1938–1940 гг.). В 1946 г. он вернулся в Париж и стал директором исследовательского бюро Национального центра научных исследований. Спустя два года он получил предложение занять кафедру палеонтологии в Коллеж де Франс, но руководство ордена иезуитов не разрешило ему это сделать, опасаясь очередных осложнений в отношениях с Ватиканом. Тогда он поступил на должность научного сотрудника в Фонде антропологических исследований Веннера-Грена в Нью-Йорке. В 1950 г. стал членом Французской академии наук. В период 1951–1953 гг. де Шарден совершил две поездки к местам раскопок окаменелостей в Южной Африке. Последние годы своей жизни провел в Нью-Йорке, где и умер в 1955 г. в пасхальное воскресенье (10 апреля), исполнив свою мечту умереть на Пасху. Похоронен на иезуитском кладбище в Сент-Андрус-он-Хадсон.
Богословское учение
Тейяр де Шарден разработал синтез католической теологии и теории эволюции. Считая, что традиционные юридические и политические термины, в которых выражалась большая часть традиционной католической богословской мысли, устарели, он предложил заменить их естественно-научной терминологией. В своей богословской работе он преследовал как апологетические, так и миссионерские интересы, желая, чтобы христианская вера была понятной для его современников. Он считал, что созданное им мировоззрение является актуальным синтезом эволюционной теории и доктрин ортодоксального (пускай изложенного нетрадиционным образом) католицизма.
В основе его богословской концепции лежит представление об имманентности Бога, стоящего в начале всего творения и управляющего миром через эволюцию. По своим воззрениям де Шарден был близок к монистическому панентеизму. Он верил, что духовное начало пронизывает все творение, является источником его целостности и присутствует уже в молекулах и атомах. Он также считал, что эволюционный процесс регулируется «законом усложнения», согласно которому неорганическая материя, руководимая Духом, достигает все более сложных форм, в результате чего становится органической материей. Вслед за её появлением приходят и обладающие сознанием формы жизни. Вершиной сознательной формы жизни в природе, согласно де Шардену, является человек. Он отличается от всех прочих существ способностью осознавать себя, свой мыслительный процесс: не просто знать, но знать, что он знает. Де Шарден называл это «знанием в квадрате».
Результат этого поступательного и восходящего процесса эволюции нельзя считать само собой разумеющимся – он предполагает человеческую ответственность и сотворчество с Богом. По этой причине де Шардена интересовал вопрос морального и этического выбора, который совершают люди на каждом этапе этого движения. В своем сочинении «Будущее человека» (1959) он задавался вопросом, какие ресурсы необходимы человеку для создания правильного образа будущего. Де Шарден исследовал ресурсы духовной энергии, необходимые для улучшения качества жизни, большей интеграции людей в процесс эволюции и создания более мирной и справедливой среды обитания. Он называл эти ресурсы «техниками Духа» и считал, что они могут предоставить необходимую духовную энергию для поддержания жизни отдельных людей и всего человеческого сообщества. Наиболее важным источником, в котором можно найти указание на эти техники, де Шарден считал учение мировых религий. Он был убежден в том, что религия является движущей силой человеческой эволюции. Центральное место в феномене религии и духовности при этом занимает мистицизм, встречающийся в различных формах в различных религиозных традициях и достигающий высшей точки в мистицизме любви.
Де Шарден полагал, что любовь является ключевым ресурсом, необходимым для эволюции. Ноосфера как сфера мысли, окружающая земной шар подобно тому, как атмосфера – слой воздуха или биосфера – слой жизни, – также может быть интерпретирована как активная сфера любви, связывающая людей друг с другом. Де Шарден был убежден, что люди должны изучать феномен любви как самый священный ресурс духовной энергии, так же, как они изучают все другие явления в мире. Любовь занимает столь центральное место в его мышлении, что все его трактаты можно объединить под единым заголовком «Метафизика любви». Он также призывал рассматривать энергии любви не только через созерцание, но и через призму строго научного подхода, подобно тому, как его современник социолог П. А. Сорокин предложил анализ производства «энергии любви» в человеческом сообществе.
Космическая эволюция, по мнению де Шардена, – это процесс, с помощью которого Бог создает «полноту Христа», включающую в себя нравственно и духовно зрелое человечество и всесторонне развитую природную среду. Он полагал, что для достижения этой цели необходимо объединить научное знание о внешнем мире с внутренним мистическим созерцанием, посредством которого человек может ощутить действие Духа в этом мире. Этот целостный подход призван привести человека к глубокой трансформации, а вслед за ним – и окружающий его мир. Космическое, человеческое и божественное измерения, по мнению де Шардена, тесно переплетены друг с другом. Каждый человек вовлечен в процесс эволюции, и все люди в конечном итоге призваны достичь единения во Христе. Подобно тому, как космогенез относится к рождению космоса, а антропогенез и ноогенез – к возникновению людей и рождению мысли, «христогенез» представляет собой учение о рождении Бога во Христе, которое имеет колоссальное значение не только для каждого человека, но и для всего космоса. Если первые три феномена – это объекты научного исследования, то последний можно увидеть лишь глазами веры, через мистическое созерцание. Космос и человек эволюционируют, двигаясь к более полному раскрытию в них Духа, и кульминацией этого движения является второе пришествие Христа – «точка Омега». Для Тейяра де Шардена обожение во Христе – главная цель всего эволюционного процесса. Слово Божие, которое является связующим звеном всего творения, открыло во Христе свою высшую силу – жертвенную любовь. Благодаря этой силе люди получили возможность отвернуться от эгоцентричного сопротивления божественной любви и соединиться в едином потоке мыслей, действий и чувств, став телом Христа.
Динамическое понимание действий Бога в этом мире де Шарденом сближает его воззрения с теологией процесса. Его глубоко мистический подход к Богу выражен в его духовных произведениях, таких как «Божественная среда» (1957) и «Сердце материи» (1976). Основным фокусом его богословия является личность Христа, которого он воспринимал как космическую и всеохватывающую реальность. Он выделял во Христе «три природы»: человеческую, божественную и космическую. Значительная часть его размышлений посвящена космическому Христу, который вездесущ и наполняет всю Вселенную, связывая друг с другом все пребывающие в ней объекты. Впоследствии эти идеи были восприняты Дж. Ситтлером, М. Фоксом и Ю. Мольтманом.
В своих мистических озарениях Тейяр де Шарден вновь и вновь приходил к выводу о необходимости творческого преобразования внешнего и внутреннего мира навстречу Богу. Его оригинальная интерпретация воплощения и новаторское видение космического Христа в эволюционной перспективе дали его современникам вдохновляющие идеи для переосмысления христианской веры в свете научного знания. Хотя Тейяр де Шарден не оставил после себя богословской школы, его учение, получившее в науке название «тейярдизм», стало мощной оппозицией неотомизму и оказало колоссальное влияние не только на общехристианскую теологию во всем мире, но и на движение Нью эйдж.
Критика
Посмертная публикация работ Тейяра де Шардена вызвала большой интерес и многочисленные дискуссии среди читателей. Несмотря на то что его труды получили высокую оценку со стороны некоторых авторитетных католических деятелей, в том числе католического кардинала и богослова А. де Любака, в 1962 г. Святой Престол выпустил предупреждение против некритического принятия его идей.
Влияние на массовую культуру
Идея любви как всепроникающей силы, подобной гравитации, звучит в кинофильме «Интерстеллар» (реж. К. Нолан, 2014). О ней рассуждает персонаж Э. Хатауэй доктор Амелия Брэнд: «Любовь – это единственное доступное нам чувство, способное выйти за пределы времени и пространства» (см. Quinn. 2014).
Наследие
В 1964 г. в Париже был основан Фонд Тейяра де Шардена с штаб-квартирой в Музее человека (Musée de l'Homme). Фонд владеет архивом богослова, а также координирует деятельность различных ассоциаций и исследовательских групп, связанных с именем де Шардена: Общества Тейяра де Шардена (Мюнхен), Ассоциации Теяйра де Шардена Великобритании и Ирландии (Лондон) и др. В 1967 г. была основана Американская ассоциация Тейяра де Шардена (ААТШ); на настоящий момент это крупнейшая организация, связанная с именем французского богослова. Ассоциация выпускает дважды в год журнал The Teilhard Perspectives. Официальный сайт ААТШ.