«Монадология»
«Монадоло́гия» (франц. La Monadologie, нем. Die Monadologie), одно из наиболее известных сочинений Г. В. Лейбница. Предположительно, написана в 1714 г. Работа небольшая по объёму и включает в себя 90 отдельных параграфов. Впервые была издана в 1720 г. в переводе на немецкий язык, подготовленном Генрихом Кёлером и носившем название «Учёные положения о монадах, а также о Боге и его существовании, его свойствах и о душе человека и др., а также последняя защита его системы предустановленной гармонии против возражений господина Бейля» («Lehr-Sätze über die Monadologie, ingleichen von Gott und seiner Existentz, seinen Eigenschafften und von der Seele des Menschen etc. wie auch Dessen letzte Vertheidigung seines Systematis Harmoniae praestabilitae wider die Einwürffe des Herrn Bayle»).
История создания
В 1721 г. в научном журнале Acta eruditorum выходит латинский перевод работы, озаглавленный «Principia philosophiae seu theses in gratiam principles Eugenii conscriptae» («Начала философии, или Тезисы, написанные в честь принца Евгения»). Французский оригинал был впервые опубликован Иоганном Эрдманом в двухтомном собрании сочинений Лейбница в 1840 г. Он же дал работе краткое название «Монадология». Под этим названием труд Лейбница известен сегодня. Сохранилось три варианта рукописи этой работы. Первая, предположительно самая ранняя, представляет собой черновой набросок, сделанный рукой самого Лейбница и разделённый на параграфы. Вторая рукопись написана другой рукой, не имеет разделения на параграфы и представляет собой, по сути, копию первой, однако содержит некоторые дополнения в виде ссылок на фрагменты «Теодицеи» с указанием страниц по первому изданию (1710). Третья рукопись представляет собой переработанный вариант второй. Ни одна из рукописей не была озаглавлена.
Основные идеи работы
В центре внимания находится понятие «монада». Монада определяется как «простая субстанция, которая входит в состав сложных» (Лейбниц. 1982. С. 413). Существование таких простых субстанций необходимо, потому что в противном случае не существовало бы также и ничего сложного. Простота монад обусловливает также и то, что они могут возникнуть или исчезнуть только сразу, т. к. постепенное возникновение или уничтожение возможно только в случае изменений отдельных частей, входящих в состав вещи, что не может иметь места в случае простой субстанции. Равным образом монады полностью изолированы и не подвержены никаким влияниям извне, однако они всё же подвержены изменениям, но все эти изменения должны исходить лишь из внутреннего принципа.
Несмотря на свою простоту, монады наделены определёнными свойствами, которые отличают их друг от друга. Это различие возможно за счёт многообразия состояний и отношений в монаде, что Лейбниц именует «множество в простом или едином». Преходящее состояние, обнимающее множество в едином, есть восприятие (перцепция). Монадами, таким образом, оказываются лишь те сущности, которые наделены перцепцией, или души в широком смысле слова. Их Лейбниц называет также энтелехиями. Однако так понимаемые монады необходимо отличать от душ в узком смысле слова, т. е. таких монад, которые наделены отчётливыми восприятиями и памятью. Таким образом, Лейбниц не считает монадами неодушевлённые тела, ввиду того что они лишены возможности восприятия. Однако монадами будут являться животные, наделённые этой способностью. Выделяются монады, которые наделены не только способностью перцепции, но и способностью апперцепции (сознанием). Благодаря этому становится возможно познание вечных и необходимых истин, а в конечном итоге и познание нас самих в Боге. Монаду, наделённую такими способностями, Лейбниц называет «разумной душой или духом». Однако восприятия людей не всегда бывают осознанными (например, во сне). Этим человеческая монада принципиально отличается от божественной монады, восприятия которой всегда осознанны и отчётливы. Другим важным отличием божественной монады от всех остальных монад является её бестелесность. Каждая монада в этом мире связана непосредственно с телом, состоящим из отдельных частей. И только Бог не связан ни с каким телом. В итоге можно говорить не только об уникальности каждой монады и их различиях, но также и о разных видах монад, выстраивающихся в единую иерархическую систему. Низшими монадами в таком случае оказываются животные, чьи восприятия всегда неосознанны и неотчётливы. Высшей монадой является Бог, чьи восприятия, напротив, всегда отчётливы и осознанны. Промежуточное положение занимают разумные души людей.
Важное место в работе «Монадология» занимает учение о предустановленной гармонии. Так как монады изолированы и независимы друг от друга, между ними нет никакого действительного взаимодействия. Видимость взаимодействия объясняется ссылкой на совершенство божественной монады, которая при сотворении всех монад уже изначально имела о каждой из них полное и исчерпывающее знание всех её состояний и гармонизировала траектории развития отдельных монад между собой.
В «Монадологии» Лейбниц также говорит о различии между возможным и действительным и связанном с этим различием различии между истинами разума и истинами факта. Истины разума основываются на законе противоречия. Их противоположность невозможна, и по этой причине они необходимы. Их можно установить путём анализа, т. е. разложения сложных истин на всё более простые составные части, пока не удастся дойти до далее уже неразложимых элементов. Истины факта, напротив, допускают возможность своей противоположности и являются случайными. Их действительное существование объясняется при помощи закона достаточного основания. В конечном итоге у каждой случайной вещи имеется основание её существования, у которого, в свою очередь, также будет основание его существования, и т. д. В конечном счёте последним основанием существования всего случайного оказывается Бог, существующий с необходимостью и не нуждающийся, таким образом, в основании для своего существования. Бог является источником существования других монад. В нём многоразличие изменений находится в совершенной степени. Богу предицируются мудрость, благость, могущество, совершенство.