Элейская школа
Эле́йская шко́ла (элеаты), древнегреческая философская школа (1-я половина 5 в. до н. э.), возникшая в городе Элея (на берегу области Чиленто в Южной Италии). Согласно античной традиции (Платон, Аристотель, эллинистические и римские историки философии), основателем элейской школы был Ксенофан; основные представители – Парменид и Зенон Элейский, за пределами Элеи – Мелисс Самосский. Платон в «Софисте» (242cd) говорит об «элейском племени» философов, «начавшемся с Ксенофана и даже раньше» (здесь Платон имел в виду традицию идеалистической метафизики, восходящую к Пифагору). Главным тезисом элейской школы, по Платону, было учение о всеединстве, утверждение, что «всё есть одно» и что это «одно» неподвижно и неизменно. Элеатам Платон противопоставлял сторонников теории всеобщего изменения («течения») всех вещей, к которым он относил Гераклита и всех ионийцев.
Элейскую школу можно рассматривать как ответвление пифагореизма. Учителем Парменида был пифагореец Аминий, «склонивший его к безмолвию», т. е. к созерцательной жизни пифагорейца. В источниках (Страбон, Ямвлих) есть указания на то, что Парменид и Зенон были членами пифагорейского союза. Аполлонический образ Куроса в поэме Парменида напоминает легенду о Пифагоре как инкарнации Аполлона Гиперборейского; умную сферу бытия в 1-й части поэмы держит в «оковах Предела» Правда – аллюзия на ключевое понятие «предела» как метафизического начала, соотносимого с добром, в пифагорейской таблице противоположных начал. Оригинальность представителей элейской школы по сравнению с традиционным пифагореизмом заключалась в том, что тезис Пифагора о духовной природе мира они доказывали с помощью логической дедукции, без ссылок на математику и эзотерическую арифмологию, а в учении о первоначалах они отказались от дуализма. Парменид развил первую известную нам из античной философии систему радикального монистического идеализма («сознание и бытие тождественны», фрагмент B 3), тогда как Платон в целом оставался дуалистом (в «Тимее» Бог и материя сосуществуют изначально). Влияние концепции Парменида ограничивается Платоном и традицией платонизма, другие философские школы полемизировали с ней (Аристотель), игнорировали её (стоики) или открыто высмеивали (эпикуреец Колот). Парадоксы Зенона стимулировали развитие логики и диалектики.