«Оправдание добра. Нравственная философия»
«Оправда́ние добра́. Нра́вственная филосо́фия», произведение Вл. С. Соловьёва, представляющее собой опыт систематического рассмотрения основных начал нравственной философии. Н. Я. Грот назвал «Оправдание добра» первой этической системой, изложенной русским мыслителем (Грот. 1897. С. 155). В качестве предмета нравственной философии в произведении рассматривается понятие добра; основная задача формулируется как определение должного содержания, смысла человеческой жизни. По замыслу Соловьёва, произведение «Оправдание добра...» призвано раскрыть принципиальные для философа вопросы о существовании смысла жизни, о нравственном характере этого смысла и содержании смысла жизни и его определении. Смысл жизни в произведении связан с замыслом абсолютного первоисточника жизни (Бога) о человеке и поставленной перед ним мировой задачей. Жизнь получает смысл и достоинство исключительно, когда между ней и абсолютным добром устанавливается совершенная связь. В отличие от животных, способных различать желательные и нежелательные предметы, человек обладает разумной идеей добра и зла, имеющей всеобщий характер.
История создания работы
Произведение было подготовлено к изданию в декабре 1896 г. и вышло в свет в начале 1897 г. в типографии М. М. Стасюлевича. Отдельные фрагменты книги публиковались в качестве самостоятельных статей на протяжении начала 1890-х гг. в журналах «Вестник Европы», «Вопросы философии и психологии», «Неделя» и др. Работу по нравственной философии Соловьёв планировал написать ещё в 1884 г. – в период его увлечения идеями теократии и соединения церквей, когда нравственная философия им рассматривалась как неотъемлемая часть учения о Церкви. Соловьёв выстраивал следующую цепочку рассуждений: этика не может быть отделена от религии, религия не может быть отделена от положительного откровения, а положительное откровение не может быть отделено от Церкви. Этический идеал Соловьёв тесно связывал с основами положительной религии, под которой подразумевал христианство.
К моменту издания работы «Оправдание добра...» взгляды Соловьёва изменились. В своей работе философ отстаивает идею о независимости этики от религии и теоретической философии, под которой он подразумевал гносеологию и метафизику. Он рассматривал нравственную философию как область на пересечении религии и теоретической философии, однако оставлял за ней автономность, поскольку нравственная философия имеет собственное содержание и самостоятельное развитие. Подтверждение этому тезису Соловьёв нашёл в послании к Римлянам, где говорится о наличии естественного закона у язычников: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2:14–15). В качестве аргумента независимости нравственной философии от теоретической философии мыслитель использовал утверждение о недостаточности теоретического сомнения в объективности бытия добра, т. к. оно не может опровергнуть практическую уверенность субъекта в своих действиях как нравственных и достойных. Нравственная философия одновременно независима от решения вопроса о свободе воли и никоим образом не может быть им обусловлена. Соловьёв аргументировал своё утверждение заключением о том, что нравственность существует и в царстве необходимости. В произведении «Оправдание добра» предлагается различать необходимость механическую, которая несовместима с нравственным действием, необходимость психологическую и необходимость этическую (разумно-идейную). Соловьёв отмечал, что мотивация поступков человека может корениться не в психологических побуждениях, а во всеобщей разумной идеи добра, которая проявляется через осознание человеком абсолютного долга ей соответствовать.
Три формы проявления добра
Произведение «Оправдание добра...» состоит из трёх частей, которые раскрывают три формы проявления добра, иллюстрирующие его полноту (всеединство) и безусловность: добро в человеческой природе; добро от Бога; добро через историю человечества. В человеческой природе существует три первичных проявления нравственности («первичные данные нравственности»): стыд, жалость и благоговение. Они рассматриваются в качестве трёх ключевых основ нравственных отношений, прочие определения нравственной жизни характеризуются как их модификации. Стыд, по Соловьёву, является следствием половой стыдливости, которую он, в свою очередь, назвал естественным корнем нравственности, связывая её с моментом грехопадения – обнаружения низшей природы, которой внутренний божественный голос (совесть) побуждает стыдиться. Знаменитый тезис Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» Соловьёв переформулировал в соответствии со своими воззрениями: «Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно, – я стыжусь своей животности, следовательно, я ещё существую как человек» (Соловьёв. 1914. С. 54).
Чувство стыда есть внутреннее выражение формального неодобрения, оно проявляется при непосредственном нарушении нравственной нормы в каждой области человеческих отношений, и по сути являясь первичной нравственной защитой человека от проявлений животной природы в нём. Совесть рассматривается как модификация стыда в межличностных отношениях, в свою очередь благоговение перед Богом как модификация религиозного стыда. Жалость, или симпатическое чувство, относится к сфере выражения нравственного отношения человека к подобным ему живым существам. Она образует основу для необходимых и должных социальных отношений. С точки зрения Соловьёва, чувство стыда и жалости определяют способность человека относиться нравственно к самому себе и своему ближнему, они имеют фундаментальный характер, их отсутствие полностью нивелирует нравственный характер человека. Чувство благоговения представляет собой должное отношение человека к абсолютному началу (Богу) и является «индивидуально-душевной» основой религии. Истоком благоговения является чувство благодарности и осознания наивысшего совершенства абсолютного начала.
В работе присутствует критическая оценка нравственного учения гедонизма, эвдемонизма и утилитаризма. Соловьёв также рассматривал понятие «жалость» у А. Шопенгауэра и утверждение недостаточности позиции немецкого философа в деле обоснования объективных начал нравственности. В работе приводится анализ буддийского аскетизма и безграничной вселенской жалости Исаака Сирина, а затем делается вывод о недостаточности эмпирических и материальных основ нравственности. Однако рациональное обоснование нравственности, предложенное И. Кантом, также не удовлетворило Соловьёва, поскольку он полагал, что оно выходит за рамки человеческой субъективности. Соловьёв отстаивал не только тезис об объективности этики, но и о её сверхрациональном начале и, следовательно, о нравственном идеале, лежащем в основе идеального общества.
Совершенный нравственный порядок неразрывно связан с нравственной свободой каждого человека, которая приобретается и утверждается через личный опыт. В этой связи нравственное состояние общества непосредственно связано с его историческим опытом и условиями фактического исторического существования. Нравственный идеал совпадает с общественным идеалом, становление которого происходит в истории.
Этапы развития нравственности
В работе «Оправдание добра» Соловьёв выделил три этапа развития нравственности: «жизнь рода», период формирования наций и государств, «вселенское общение», при котором национальному идеалу противопоставляется идеал единой христианской Европы.
По вопросам права, государства и войны Соловьёв в произведении «Оправдание добра...» вступает в дискуссию с Л. Н. Толстым, которую он продолжит в работе «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории». Философ отстаивает необходимость государственно-правового начала. Право – это есть организованная форма справедливости. Оно необходимо не для того, чтобы мир, который «во зле лежит» превратился в Царство Божие, а чтобы он не превратился в ад. Война есть зло, но война неизбежна в случае нравственного взросления общества и по причине его несовершенства. Война рассматривается как тяжёлая форма болезни организма, его борьбы против смертельных вирусов и бактерий. В период становления государств война являлась средством установления нового порядка и более прочного мира.