Лев XIII (папа Римский)
Лев XIII (лат. Leo XIII; до избрания папой Винченцо Джоаккино Раффаэле Луиджи Печчи, итал. Vincenzo Gioacchino Raffaele Luigi Pecci) (2.3.1810, Карпинето-Романо, департамент Рим, Франция, ныне Италия – 20.7.1903, Рим), папа Римский (с 1878).
Происходил из аристократической семьи. Изучал философию, теологию и право в Коллегии иезуитов в Витербо (1818–1824), в Римской коллегии (ныне Папский Григорианский университет; 1824–1832), в римской Академии церковной знати и в Римском университете Ла Сапиенца (окончил в 1837). В 1837 г. рукоположен в священники. В 1838–1842 гг. апостольский делегат в Беневенто, Сполето и Перудже. В январе 1843 г. назначен нунцием в Бельгии и 19 февраля рукоположен в епископы, получил титул архиепископа Дамьетты (ныне Думьят, Египет). В 1846–1877 гг. архиепископ Перуджи, в 1853 г. возведён в достоинство кардинала. Его пасторские послания «Церковь и XIX в.» (1876) и «Церковь и цивилизация» (1877 и 1878) имели большой общественный резонанс во многих странах Европы. Принимал активное участие в Первом Ватиканском соборе. В 1877 г. назначен кардиналом-камерленго, после смерти Пия IX избран папой Римским (20 февраля 1878), интронизован 3 марта1878.
Политика Льва XIII была направлена на восстановление авторитета Римско-католической церкви в обществе и основывалась на признании реалий Европы конца 19 в. Этому была посвящена уже его 1-я энциклика «Inscrutabili Dei consilio» (1878). Понтификат Льва XIII характеризовался заметным улучшением взаимоотношений Святого Престола со многими государствами Европы и Америки: были восстановлены дипломатические отношения с Россией (1894), положен конец политике «Культуркампф» в Германии. Лев XIII предпринимал попытки мирного урегулирования «римского вопроса» с правительством Италии и призывал французских католиков к признанию республиканского строя.
Наиболее важным итогом понтификата Льва XIII стала выработка социального учения католической церкви (энциклики «Immortale Dei», 1885, «Rerum novarum», 1891, «Graves de communi re», 1901, и др.). В его основу легли христианская концепция достоинства человеческой личности, осуждение эксплуатации, антилиберальная концепция государства, которое, согласно Льву XIII, должно взять на себя функцию разрешения социальных проблем. В программе Льва XIII присутствовали идеи сотрудничества классов и защиты частной собственности как неотъемлемой части естественных прав человека.
Новыми элементами т. н. восточной политики папства стали отказ от стремления к латинизации Восточных католических церквей и укрепление их религиозных и культурных традиций. Этому вопросу было посвящено большое число документов, в т. ч. энциклики «Grande munus» (о святых Кирилле и Мефодии, 1880), «Praeclara gratulationis» (о воссоединении православных и католиков, 1894), «Orientalium dignitas» (о Восточных католических церквах, 1894) и др. В области миссионерской деятельности Лев XIII призывал к активизации усилий для преодоления рабства во всех формах и к формированию клира из местного населения (энциклики «Sancta Dei Civitas», 1880, «In Plurimis», 1888, «Catholicae Ecclesiae», 1890, «Ad extremas Orientis Oras», 1893).
Стремясь преодолеть существовавшую эклектику в религиозном образовании, Лев XIII предложил томизм в качестве унифицированной концептуальной основы философских и богословских дисциплин (энциклика «Aeterni Patris», 1879), реорганизовал Папский университет Святого Фомы Аквинского. Покровительствовал развитию наук, особенно теологии, библеистики и библейской археологии, а также естественных наук; в частности, восстановил Ватиканскую обсерваторию (1888). В 1880 г. открыл для исследователей Тайный ватиканский архив, позднее учредил Комиссию кардиналов по изучению истории, Школу палеографии, способствовал расширению и пополнению Библиотеки Ватикана. Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1895).
Похоронен в соборе Святого Петра, в 1924 г. его останки были перенесены в базилику Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме.