Новгородцев Павел Иванович
Новгоро́дцев Па́вел Ива́нович [28.2(12.3).1866, Бахмут, Екатеринославская губерния, ныне Донецкая область, Украина – 23.4.1924, Прага], русский правовед и философ. Из купеческой семьи. Окончил юридический факультет Московского университета (1888). С 1896 г. приват-доцент, с 1903 г. профессор Московского университета. Один из составителей и редактор сборника «Проблемы идеализма» (1902). С 1904 г. член Совета Союза освобождения. Сторонник либерально-правового государства, Новгородцев участвовал в создании Конституционно-демократической партии, член её ЦК (1906). Член Государственной думы, за подписание Выборгского воззвания подвергся 3-месячному тюремному заключению. Отказавшись от профессуры Московского университета, преподавал там в качестве приват-доцента (1907–1911; вышел в отставку в знак протеста против политики Л. А. Кассо). С 1906 г. профессор Московских высших коммерческих курсов, преобразованных в 1907 г. в Московский коммерческий институт, ректором которого Новгородцев был до 1918 г. Одновременно преподавал на Высших женских курсах. В годы 1-й мировой войны сотрудник Союза городов, уполномоченный Особого совещания по топливу г. Москва. После Февральской революции 1917 г. член-учредитель «Лиги русской культуры», её Временного комитета в Москве. Считая Октябрьскую революцию национальной катастрофой, участвовал в 1918 г. в деятельности антибольшевистских подпольных организаций в Москве. Участник сборника «Из глубины» (1918). Перебравшись на Юг России, негласно участвовал в разработке законопроектов Особого совещания при главнокомандующем Вооружёнными силами Юга России. С сентября 1920 г. жил в Берлине, затем в Праге. Весной 1922 г. создал и возглавил Русский юридический факультет при Пражском университете, основал при нём студенческое Религиозно-философское общество имени Владимира Соловьёва.
Опираясь на этическое учение И. Канта, философско-правовые идеи неокантианства и Вл. С. Соловьёва, Новгородцев разрабатывал этико-нормативную концепцию права в противоположность позитивистским правовым теориям и психологической школе права. В магистерской диссертации «Историческая школа юристов, её происхождение и судьба» (1897; переиздана 1999) выступил с критикой историзма и социологизма и призвал к возрождению концепции естественного права, став признанным главой соответствующей школы в русской философии права (его учениками были И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н. Н. Алексеев, В. А. Савальский, А. С. Ященко и др.). В докторской диссертации «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» (1902; переиздана 2000) вслед за Б. Н. Чичериным и В. С. Соловьёвым поставил задачу синтеза принципов субъективной этики личности и объективной этики общества. В статье «Право на достойное человеческое существование» (1911), намечая переход от принципов классического либерализма к социальному либерализму, вслед за Соловьёвым отстаивал необходимость правовой защиты «материальных условий свободы», без чего юридическая свобода «может остаться пустым звуком».
Главное сочинение «Введение в философию права» включает работы «Нравственный идеализм в философии права» (опубликовано в сборнике «Проблемы идеализма», 1902, переиздано 2002), «Государство и право» (1904), «Кризис современного правосознания» (1909; переиздано 1996) и «Об общественном идеале» (1917; с критикой различных «утопий земного рая», в том числе марксизма и анархизма; сочинение осталось незавершённым; переиздано 1991, 2009). Исходя из «абсолютной ценности» «автономной моральной личности» как «нравственной основы общественности», Новгородцев противопоставил господствовавшей в его время правовой идеологии («философии легального деспотизма») стоящую над государством этическую норму как принцип естественного права. Констатируя кризис правовых концепций 18–19 вв. (теорий народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо, народного представительства, референдума, французского и английского либерализма, исходящего из принципа индивидуализма), Новгородцев усматривал его в неспособности обеспечить реальное воплощение ценностей правового государства – «единство свободы и равенства». Причины этого кризиса Новгородцев видел в несоизмеримости абсолютного нравственного идеала и всегда относительного, исторически обусловленного правопорядка. В статьях «Православная Церковь в её отношении к духовной жизни новой России» (1922), «Существо русского православного сознания» (1923), «Восстановление святынь» (1926) и др., Новгородцев обосновывал религиозную укоренённость национально-государственных начал и социальной свободы и права, стремясь сочетать идею правового государства с православным идеалом внутреннего преображения личности.