«Silent Hill» (серия игр)
«Silent Hill», видеоигровая франшиза в поджанре сурвайвал-хоррор. 1-я часть вышла в 1999 г. Разработка первых четырёх игр серии проводилась командой Team Silent под руководством компании Konami. С 2007 г. разработкой занимались западные студии Climax Studios, Double Helix Games и Vatra Games. События серии игр связаны с американским городом Сайлент Хилл. Каждая часть освещает историю отдельных героев. За период 1999–2019 гг. общий тираж игр франшизы составил 9 млн копий (Silent Hill series sales, units sold (1999‒2019) // Reddit), что способствовало популяризации поджанра сурвайвал-хоррор.
Уникальность сюжета каждой игры франшизы заключается в гротескной визуальной и аудиосоставляющих. Игра привнесла новизну в жанр хоррора в видеоиграх за счёт более глубокой эмоциональной вовлечённости пользователей в сюжет, который, согласно изначальной задумке, в большей степени концентировался на боевой составляющей, а не на развитии персонажей.
Вселенная игры и сюжет
События серии разворачиваются или оказываются косвенно связанными с вымышленным американским городом Сайлент Хилл, предположительно находящимся в штате Мэн. Город расположен у озера Толука и разделён на Старый, Центральный, Южный и Восточный Сайлент Хилл. При создании обычного города и его потусторонней стороны авторы вдохновлялись книгами С. Кинга и их экранизациями, а также такими фильмами, как «Изгоняющий дьявола» («The Exorcist», 1973, режиссёр У. Фридкин), «Техасская резня бензопилой» («The Texas Chain Saw Massacre», 1974, режиссёр Т. Хупер), «Лестница Иакова» («Jacob's Ladder», 1990, режиссёр Э. Лайн), «Молчание ягнят» («The Silence of the Lambs», 1990, режиссёр Дж. Демме) и др. Имена персонажей, попадающих в загадочный город, зачастую являются отсылками к тем или иным реальным событиям или личностям из книги «Lost Memories» (Lost Memories // Hometown). Книга прилагалась к официальным справочникам по играм серии и содержала в себе комментарии разработчиков относительно процесса создания игры и образов, включённых в итоговые проекты.
Сюжет серии строится на том, что герой попадает в Сайлент Хилл и должен проходить квесты, попутно встречаясь с разными видами монстров. Каждая из частей серии рассказывает отдельную историю, а мистический город меняет образ в соответствии с теми страхами, что преследуют персонажей. Тёмный образ города подвергался изменениям от серии к серии: он то погружён во тьму и туман, то состоит из плоти и металлических решёток, то скован льдом и т. п. Ужасающие обитатели Сайлент Хилла различаются в зависимости от страхов и судеб персонажей, их почти всегда объединяет сходство с чем-то человеческим. Город представляется как отражение переживаний героев, место, «зовущее» людей с тёмным прошлым.
Связанными между собой сюжетом считаются «Silent Hill», «Silent Hill 3» и «Silent Hill: Origins», в то время как остальные игры – спин-оффы или переосмысления 1-й части. Единой повествовательной линии на протяжении всей серии игр нет, единственной константой остаётся город.
История и франшизация
Студия Konami начала разработку игры «Silent Hill» в 1996 г. Проект предполагался как ответ популярной франшизе «Resident Evil» компании Capcom. Основным условием для разработчиков было создание чего-то похожего по жанру, но отличного по структуре и содержанию (Perron. 2012). Для реализации замысла в студии Konami был организован отдел Team Silent.
В 1998 г. игра представлена на выставке E3, где была благосклонно принята игроками. Положительная реакция игрового сообщества позволила проекту привлечь больше ресурсов на разработку. Игра «Silent Hill» вышла в свет в январе 1999 г. Игра была портирована на PlayStation, а позднее на PlayStation Portable и PlayStation 3. Проект отличался от конкурентов тем, что в нём были представлены 3D-модели как самого игрока, так и окружающего его пространства, что ранее не использовалось другими представителями жанра, поскольку 3D-визуализация в игровой индустрии только зарождалась.
Основной особенностью игры стала не боевая часть, а мрачная атмосфера открытого пространства маленького курортного городка, погружённого в густой туман. Механика игры была стандартной для поджанра сурвайвал-хоррор и заключалась в решении загадок и поиске предметов, которые необходимы для выполнения заданий, относились к заданиям или были необходимы для выживания (например, оружие или аптечки). Неординарный сюжет и наличие нескольких концовок, имеющих свободную интерпретацию, привлекли к проекту внимание игроков и критиков, что способствовало образованию сплочённого сообщества фанатов игры, ожидающих продолжения истории о мрачном городе.
Финансовый успех 1-й части (Silent Hill Franchise Sales // Gamespot) привёл к продолжению выпуска серии игр. «Silent Hill 2» вышла в 2001 г. на платформах PlayStation 2 и Xbox. Геймплей 2-й части не отличался от оригинальной серии, однако в визуальной составляющей были сделаны значительные изменения. Технические возможности PlayStation 2 позволили вывести анимацию на новый уровень – игровые модели стали более реалистичными и детализированными. Хотя действие игры происходит в том же городе, а локации остались открытыми для исследования, они были представлены другим районом Сайлент Хилла. Сюжет представляет собой новую историю.
Хотя игра «Silent Hill 2» не стала сиквелом 1-й части серии, идея продолжения последней была воплощена в сюжетно связанной с ней «Silent Hill 3», выпущенной в 2003 г. Первые трейлеры игры «Silent Hill 3» были показаны на выставке E3 в 2002 г. Изначально 3-я часть франшизы вышла на PlayStation 2 и ПК, однако затем была адаптирована для Xbox, Xbox 360 и PlayStation 3. В игре появилось много новых противников. Начало повествования перенеслось за границы Сайлент Хилла, а пользователь играл теперь за женского персонажа. Геймплей не отличался от 2-й части, но наличие сохранений из прошлых игр серии влияло на игровой опыт, анимацию и взаимодействие с пространством.
«Silent Hill 4: The Room» стала последней частью, разработка которой велась подразделением Team Silent, после чего оно было распущено. Единственным, кого не коснулось закрытие, стал композитор серии, Ямаока Акира. «Silent Hill 4: The Room» разрабатывалась параллельно с «Silent Hill 3», поэтому вышла в июне 2004 г. на платформах PlayStation 2, Xbox 360 и ПК. Четвёртая часть, как и 2-я, сюжетно не связана с остальными играми серии, а её действие разворачивается вне Сайлент Хилла, хотя персонажи и события остаются косвенно связанными с мистическим городом. Геймплей проекта отличается от остальных частей франшизы. Свободное перемещение по городу заменено на хождение по узким пространствам, боевая система отныне предполагала поломку оружия после его многократного использования. Добавлена новая для серии механика – необходимо возвращаться в локацию квартиры, что влияет как на состояние героя, так и на вариант концовки.
Игра «Silent Hill: Origins», или «Silent Hill: Zero» разрабатывалась сначала американской студией Climax Los Angeles, а затем её британским подразделением Climax Studios. Перед британской командой стояла задача переработать уже имеющийся материал, что усложняло своевременный выпуск игры. Несмотря на сложившуюся ситуацию, игру представили на выставке E3 в 2006 г., где был продемонстрирован первый трейлер будущего приквела серии. Игра поступила в продажу в 2007 г., изначально на PlayStation Portable, но позднее портирована и на PlayStation 2. Также в игру был добавлен элемент, включающий quick-time event, во время которого игрок должен нажимать либо одну определённую кнопку несколько раз, либо несколько кнопок подряд для освобождения при захвате героя монстрами. Предметы окружения теперь могли использоваться в качестве оружия (например, капельницы, телевизоры или ящики). Появилась функция восстановления выносливости персонажа, что позволило дольше находиться в движении по сравнению с предыдущими частями франшизы. Несмотря на смешанные отзывы о технических нововведениях, игроки посчитали игру достойным дополнением истории.
6-й игрой серии стала «Silent Hill: Homecoming», разработанная компанией Double Helix Games и изданная студией Konami в 2008 г. Игру представили на платформах PlayStation 3, Xbox 360 и ПК. «Silent Hill: Homecoming» была запрещена к выходу в Австралии до 2009 г., но после корректировки некоторых игровых сцен и введения возрастного ограничения на приобретение была издана исключительно на PlayStation 3. Изначально данная часть должна была называться «Silent Hill V» или иметь подзаголовок «Shadows of the Past». Новая игра разрабатывалась под влиянием «Silent Hill 2», но акцент был сделан на развитии боевой системы: от функции поломки оружия было решено отказаться; появилась система улучшения предметов вооружения и разрушения ими препятствий; внедрены два вида атаки – обычная и сильная; герой мог также прицеливаться при стрельбе и перекатываться для уклонения от атак. Данные новшества были негативно приняты как игроками, так и критиками, а превращение свободного для перемещения города в камерное пространство вызвало недовольство фанатов франшизы, хотя в целом отзывы остались смешанными.
Следующая часть, «Silent Hill: Shattered Memories», задумывалась как проект для платформы Wii от компании Nintendo и должна была называться «Silent Hill: Cold Heart». Платформы остались прежними (PlayStation 3, Xbox и ПК), а к разработке игры вновь привлекли студию Climax Studios. Проект вышел в декабре 2009 г. с подзаголовком «Shattered Memories» и некоторое время спустя был адаптирован для PlayStation 2 и PlayStation Portable. 7-я часть стала переосмыслением 1-й игры серии, но не была ремейком, поскольку концепт и сюжет были изменены. Особенностью игры стал анализ игрока с помощью системы составления психологического профиля. Набирая очки по нескольким параметрам (дружелюбию, сексуальности, лжи и т. д.) за счёт совершения определённых действий или выборов, производимых во время диалогов, игрок влиял на внешний облик мира и некоторые события, которые выстраивались в зависимости от принимаемых пользователем решений. В плане боевой механики герой был лишён всех видов оружия, стратегия сражения свелась к побегу от монстров.
Разработка 8-й игры от компании Konami «Silent Hill: Downpour» перешла к компании Vatra Games, став вторым проектом этой студии. Трейлеры новой части были представлены на выставках E3 в 2010 и 2011 гг., а релиз состоялся в 2012 г. на платформах PlayStation 3 и Xbox 360. В геймплей вернулась боевая система, но с ограничением инвентаря героя относительно оружия – не более двух единиц, включая оружие дальнего и ближнего боя. При этом была реализована механика, встречавшаяся ещё в «Silent Hill: Origins» и «Silent Hill: Homecoming» – возможность использования элементов окружения для обороны и разрушение предметами препятствий соответственно. Побег от монстров в потустороннем мире остался частью сюжета, будучи заимствованным из 7-й части серии игр. Действие игры происходило в новой части города Сайлент Хилл. Смешанные отзывы критиков и игроков привели к тому, что продажи игры едва превысили 500 тыс. копий, в результате чего компания-разработчик обанкротилась.
В августе 2014 г. на платформе PlayStation 4 появился мини-проект «P.T.» (сокращение от «Playable Teaser»). Изначально данную игру издала вымышленная компания 7780s Studios, но в конце прохождения игры демонстрировался логотип реального разработчика – компании Kojima Productions, а сама «P.T.» оказалась тизером к «Silent Hill». Спустя некоторое время проект был удалён из онлайн-магазина PlayStation Store, а студия Konami официально заявила об отмене продолжения франшизы из-за проблем, возникших в ходе разработки (Ермаков. 2015), несмотря на положительные отзывы о графике и пугающей атмосфере игры.
Серия игр «Silent Hill» – один из самых узнаваемых образцов поджанра сурвайвал-хоррор. Проект оказал сильное влияние на многие другие игры и внёс заметный вклад в развитие массовой культуры за пределами игровой индустрии. По мотивам игр франшизы снято два фильма – «Сайлент Хилл» («Silent Hill», 2006, режиссёр К. Ган) и «Сайлент Хилл 2» («Silent Hill: Revelation», 2012, режиссёр М. Дж. Бассетт), а также написано несколько новелл. Издательством IDW Publishing выпущена серия комиксов гейм-дизайнера Ито Масахиро из подразделения Team Silent, расширяющих игровую вселенную, а также игры для портативных и мобильных устройств, распространение которых происходит в основном в Японии.