Интернет-магазин
Интерне́т-магази́н (англ. online store), сервис дистанционной торговли, осуществляющий демонстрацию, продажу, приём оплаты и доставку товара до конечного потребителя.
История появления интернет-магазинов
Прообразом интернет-магазинов служит торговля по каталогам, при которой выбор и покупка товара осуществляются дистанционно: клиент получает доступ к каталогу представленной продукции и может самостоятельно выбрать необходимые товары и оформить покупку. Первым интернет-магазином принято называть появившийся в 1992 г. books.com, специализировавшийся на продаже книг. В 1994 г. был открыт Amazon – один из самых известных и успешных интернет-магазинов. В 21 в. интернет-торговля начала стремительно набирать обороты – значительную роль в этом процессе сыграла пандемия COVID-19. Ограничения и локдауны стимулировали рост онлайн-покупок, поскольку люди предпочитали заказывать товары через Интернет, чтобы избежать риска заражения в общественных местах. Это привело к ускоренному развитию и увеличению популярности интернет-торговли, а также созданию новых возможностей для бизнеса в онлайн-сфере.
Выбор площадки для размещения интернет-магазинов
Площадкой для размещения интернет-магазина может являться не только веб-сайт. Также распространена интернет-торговля через мобильные приложения. С точки зрения принадлежности торговой онлайн-площадки ритейлеру это могут быть как ресурсы, зарегистрированные на владельца интернет-магазина, так и партнёрские площадки (например, социальные сети, маркетплейсы или виртуальные доски объявлений – классифайды).
Выбор площадки для открытия интернет-магазина, как правило, зависит от масштабов бизнеса, насыщенности ассортимента товаров и финансовых возможностей компании. Для малого бизнеса, реализующего несколько наименований продукции (например, изделия ручной работы), достаточно возможностей соцсетей. Для крупного продавца с широким ассортиментом и большим потоком покупателей более предпочтительным вариантом будет размещение магазина на маркетплейсе либо создание собственного сайта с интегрированной системой управления взаимоотношениями с клиентами (англ. Customer Relationship Management).
Среди прочих розничных посредников в сети Интернет стали популярными маркетплейсы и классифайды. Однако они не являются интернет-магазинами в их классическом понимании.
Маркетплейс – площадка, принадлежащая третьему лицу и предоставляющая возможность продавцу разместить свой интернет-магазин на данном ресурсе. Преимущества работы с маркетплейсом заключаются в наличии потока клиентов, готовой инфраструктуре (встроенные каталоги, системы управления, личные кабинеты, статистика и др.). В свою очередь, недостатками являются высокая конкуренция с продавцами аналогичных товаров, ограниченность интерфейса, дизайнерских и программных возможностей, а также стандартизированный подход к управлению магазином.
Классифайды – онлайн-сервисы, позволяющие компаниям и частным лицам публиковать объявления о продаже товаров и услуг. Для осуществления покупки необходимо связываться с каждым продавцом индивидуально.
Существуют также онлайн-площадки, осуществляющие посреднические функции информационного характера – прайс-агрегаторы (сервисы для сбора и систематизации информации о ценах товаров) и каталоги. На данных ресурсах клиент может получить информацию об актуальных ценах на товар или ассортименте товара, но для осуществления покупки необходимо переходить на сайт продавца (с прайс-агрегатора) либо связываться с продавцом для уточнения возможности и условий покупки (из каталога).
Таким образом, полнофункциональный интернет-магазин представляет собой площадку дистанционной торговли, позволяющую покупателю ознакомиться с торговым ассортиментом, выбрать, оплатить товар и получить его одним из удобных способов.
Торговый ассортимент интернет-магазинов
В розничной торговле продуктом выступают сразу 2 объекта: торговый ассортимент и розничная торговая услуга. В интернет-торговле торговая услуга – организация процесса ознакомления, выбора, заказа, оплаты и получения продукта (т. е. функционал и оформление онлайн-площадки, предлагаемые методы оплаты и варианты доставки).
Торговый ассортимент – перечень предлагаемых товаров, при этом для дистанционной торговли существуют некоторые ограничения, например в РФ по состоянию на конец 2023 г. запрещена дистанционная торговля алкогольной, табачной продукцией, ограничена возможность получения рецептурных медицинских препаратов (оформлять можно только самовывоз) и др.
Существенным преимуществом электронной площадки часто является широта и глубина торгового ассортимента. Благодаря виртуальному представлению и отсутствию необходимости иметь физические торговые площади, по величине постоянных издержек интернет-торговля выигрывает у офлайн-точек продаж. Способствует этому и т. н. система дропшиппинга, работая по которой продавец не закупает товар у поставщика, а только размещает информацию о нём в каталоге своего магазина, а после оформления заказа покупателем передаёт его в обработку непосредственно поставщику, который занимается доставкой (т. е., в отличие от маркетплейса, это не площадка, где сдаются в аренду виртуальные личные кабинеты, а сайт, управляемый одним владельцем). Таким образом, интернет-торговец может не иметь складских площадей, полностью сконцентрировавшись на управлении продажами и развитии электронной площадки.
Способы оплаты в интернет-магазинах
Необходимым элементом работы онлайн-торговца также является предоставление удобного способа оплаты. Существует несколько основных способов организации приёма платежей в интернет-магазинах.
Банковские карты: один из наиболее распространённых методов платежей. Интернет-магазин может подключиться к платёжной системе, чтобы обрабатывать платежи с помощью банковских карт. Как правило, для этого требуется соблюдение стандартов безопасности, таких как PCI DSS (англ. Payment Card Industry Data Security Standard), для защиты конфиденциальной информации покупателя.
Электронные платёжные системы: множество интернет-магазинов принимают платежи через электронные платёжные системы (СБП, Yandex.Pay, Tinkoff.Pay и др.). Они позволяют покупателям производить платежи с использованием своих электронных кошельков или привязанных к ним карт.
Банковские переводы: в некоторых случаях интернет-магазины могут предоставлять возможность оплаты через банковский перевод. Покупатели могут производить оплату, делая перевод на указанный банковский счёт интернет-магазина.
Оплата наличными: в случае организации доставки заказов покупатели могут выбрать опцию оплаты наличными курьеру при получении товара.
Криптовалюты: в некоторых странах интернет-магазины принимают платежи с использованием криптовалют, таких как Bitcoin, Ethereum и др. В РФ криптовалюты не имеют статуса платёжного средства и оплачивать ими товары и услуги запрещено.
Способы передачи физических товаров покупателям
Удобство получения заказанного товара часто является одним из решающих факторов при выборе интернет-магазина. В случае физических товаров (цифровые товары не требуют доставки, а скачиваются онлайн) интернет-торговец должен предоставить покупателям различные способы их получения:
Курьерская доставка: один из популярных способов получить заказанные товары. Курьер доставит товар на адрес, указанный покупателем. Интернет-магазин может иметь собственный штат курьеров либо пользоваться услугами курьерских служб.
Пункты самовывоза: многие интернет-магазины предлагают возможность самовывоза, когда покупатель может забрать заказанный товар из определённого пункта выдачи. Такие пункты могут располагаться в магазинах, почтовых отделениях или других специально оборудованных местах.
Доставка транспортными компаниями: актуальная для международной и междугородней торговли (Почта России, СДЭК и др.).