«Silent Hill» (видеоигра)
«Silent Hill», первая видеоигра франшизы «Silent Hill» в поджанре сурвайвал-хоррор. Разработана командой Team Silent и издана компанией Konami в 1999 г. Выпускалась на платформе PlayStation, позднее была портирована на PlayStation Portable и PlayStation 3. Одна из первых однопользовательских игр поджанра сурвайвал-хоррор от третьего лица, полностью выполненных в 3D-графике. Сюжет и аудиооформление игры получили высокие оценки критиков и игроков (Perron. 2018. P. 200–205).
Сюжет и игровой процесс
Сюжет «Silent Hill» начинается с аварии, в которую попадает герой Гарри Мэйсон со своей дочкой Шерил. Девочка исчезает при загадочных обстоятельствах. С этого момента пользователь, играя за Гарри, ищет девочку в Сайлент Хилле. Игроку необходимо не только бороться со всевозможными существами, обитающими в городе, но и решать загадки и искать предметы. Игрок мог изучать открытый мир Сайлент Хилла, заходя в места, не предполагающие развития сюжета. При изучении локаций пользователь мог подбирать дополнительные патроны или аптечки, а также находил особые предметы.
Игроку также предоставлялась возможность участия во внесюжетных событиях, которые влияли не только на выживание персонажа, но и на концовки игры. Например, спасение некоторых второстепенных героев могло оказаться полезным в борьбе с финальным боссом. Так, если спасти в городе полицейскую Сибил Беннетт, то после победы над финальным боссом она помогала герою выбраться из локации, что влияло на финал игры. Официально игра имеет 4 варианта концовки, которые меняются в зависимости от принимаемых игроком решений. Кроме них есть шуточная, которой нельзя было достичь при первом прохождении, но при повторном прохождении и выполнении ряда действий главный герой становился жертвой похищения пришельцами. Финал с неопознанным летающим объектом сохранялся до предпоследней игры франшизы «Silent Hill» под названием «Silent Hill: Shattered Memories» (2009).
Особенности
«Silent Hill» – один из первых образцов поджанра сурвайвал-хоррор, в котором игровое пространство визуализировалось в режиме реального времени. При взаимодействии пользователя с интерфейсом игры происходил процесс анализа и создания изображений. Эта особенность сделала игру заметным представителем жанра, т. к. в большей части проектов использовалась технология предварительного рендеринга окружения. В то время такие игры, как «Clock Tower» (1995) или «Resident Evil» (1996), выполнялись в 2,5D-графике, которая лишь имитировала 3D-графику, а технология, в которой выполнена графика «Silent Hill», предоставляла игрокам возможность ознакомиться с действительно объёмным миром. Погружению пользователей в игру «Silent Hill» способствовало использование динамической камеры, регулярно показывающей пространство с различных, зачастую дезориентирующих, ракурсов (Perron. 2012. P. 17–22). Поле зрения игрока ограничивалось за счёт угла обзора виртуальной камеры, а также с помощью эффекта тумана. Изначально этот эффект задумывался как способ решения проблем аппаратных ограничений консоли PlayStation, т. к. он уменьшал дальность прорисовки. Игроки и критики отмечали, что эффект тумана способствовал созданию атмосферы запустения и одиночества, совершенствовал опыт участников игры при прохождении сурвайвал-хоррора. В итоге туман стал визитной карточкой всей серии игр «Silent Hill».
Игра «Silent Hill» выделялась на фоне других образцов поджанра своим аудиосопровождением. За звуковые эффекты отвечал композитор Ямаока Акира, прославившийся работой над серией игр «Silent Hill». При создании саундтрека он использовал не только музыкальные инструменты, но и предметы бытового обихода, например ножи или доску с мелом. Это позволило сделать различия между спокойными эмбиентами и напряжёнными мелодиями, сопровождавшими боевые сцены, более контрастными, что способствовало созданию атмосферы ужаса.
Влияние
В игре множество аллюзий на литературу жанра ужасов и фильмы в жанре хоррор. Так, на одной из дверей можно встретить надпись «Redrum», что является отсылкой к экранизации книги С. Кинга «Сияние» («The Shining», 1980, режиссёр С. Кубрик). Улицы Сайлент Хилла названы в честь известных писателей, создававших произведения в жанре хоррор. Главный герой проходит по улицам имени Р. Блоха (автор первоисточника «Психо», 1959), Р. Матисона (автор «Я – легенда», 1954), Р. Бахмана (псевдоним С. Кинга) и др.
Игра получила положительные отзывы критиков и игроков. Особо отмечалось использование вибрации контроллера DualShock. Во франшизе «Silent Hill» она передавала пульс главного героя. Например, когда герой испытывал страх, вибрации усиливались, что позволяло игроку лучше почувствовать эмоциональную сторону игры. Это в совокупности с графическим и аудиооформлением подпитывало атмосферу «Silent Hill». Критики также отмечали ограничение обзора камеры, которое вселяло страх перед каждым поворотом и в некоторые моменты усложняло процесс боя. Отзывы на сюжет не были едины, т. к. наличие нескольких концовок не давало ощущения завершённости игрового опыта.
Игра «Silent Hill» способствовала переходу поджанра сурвайвал-хоррор от экшена к психологическому ужасу. Игру адаптировали в нескольких медиапроектах. В марте 2001 г. вышла «Silent Hill: Play Novel» – текстовый квест, основанный на сюжете оригинальной игры. Его выпустили для платформы Game Boy Advance исключительно на территории Японии. Оригинальная часть франшизы получила киноадаптацию с одноимённым названием («Silent Hill», 2006, режиссёр К. Ган). В августе 2006 г. выпущена книга «Silent Hill: The Novel» (автор Ямасита Садаму). Она представляла собой новеллизацию первой игры серии «Silent Hill» и содержала иллюстрации от Ито Масахиро.