«Silent Hill 4: The Room»
«Silent Hill 4: The Room», четвёртая видеоигра франшизы «Silent Hill» в поджанре сурвайвал-хоррор. Разрабатывалась одновременно с игрой «Silent Hill 3», издана компанией Konami в 2004 г. Выпущена на платформе PlayStation 2, Xbox и ПК. Стала последней игрой серии, над созданием которой работала команда Team Silent. После данного проекта студия была распущена Konami.
История создания и особенности
Руководители компании хотели, чтобы будущие игры серии стали массовым продуктом. Новые части должны были отличаться друг от друга и стать ближе к жанру экшен (Кензи Ламар о Konami и Silent Hill: Homecoming. 2011). В связи с этим дальнейшей разработкой «Silent Hill» занимались сторонние студии.
Изначально игра «Silent Hill 4: The Room» не должна была стать новой частью франшизы «Silent Hill». Первое рабочее название – «Room 302». Однако со временем разработчики сделали спин-офф серии «Silent Hill» (Interview with Masashi Tsuboyama and Akira Yamaoka. 2004). Несмотря на то что «Silent Hill 4: The Room» и «Silent Hill 3» создавались параллельно, графика 4-й части оказалась хуже. Освещение в игре получилось слабым, а модели персонажей – менее подробными и «живыми». Окружение стало менее реалистичным. Везде наблюдалась угловатость текстур и расплывчатость фонового изображения.
Композитором игры «Silent Hill 4: The Room» вновь выступил Ямаока Акира. Альбом с музыкальным сопровождением игры «Silent Hill 4: The Room Original Soundtracks» выпущен в Японии в 2004 г. компанией Konami. В дополнение к основному саундтреку альбом включал бонусный диск с японской аудиодрамой «Неизбежный дождь в Ёсиваре». В Европе музыкальный альбом был издан под названием «Silent Hill 4: The Room Original Soundtrack» и не имел дополнительного диска. В создании музыки вновь участвовали М. Э. Макглинн (песни «Your Rain», «Room of Angel», «Tender Sugar» и др.) и Дж. Ромерса (песня «Cradle of Forest»). В 2004 г. в США выпущен альбом под названием «Silent Hill 4: The Room Limited Edition Soundtrack». Он содержал оригинальную музыку из игры и эксклюзивные композиции и ремиксы (оригинальные саундтреки «Silent Hill 4: The Room»).
Сюжет
Игровые события «Silent Hill 4: The Room» происходят вне Сайлент-Хилла, но персонажи косвенно связаны с таинственным городом. Однажды главный герой, Генри Таунсенд, понимает, что заперт в собственной квартире № 302 комплекса «Саут-Ашфилд-Хайтс», расположенного в Ашфилде. Никто не слышит его и не может попасть внутрь. Айлин Гэлвин, соседка главного героя, обеспокоена пропажей Генри. Внезапно Генри обнаруживает в стене ванной комнаты дыру. Пройдя сквозь неё, герой попадает на станцию Южный Ашфилд. Там он встречает незнакомку, которая представляется ему как Синтия Веласкес.
Девушка напугана и просит Генри помочь ей выбраться со станции. По пути они решают разделиться, позднее главный герой находит умирающую Синтию. На её груди вырезаны цифры «16/21». С этого момента Генри расследует странные события и убийства. Все они связаны с таинственными числами и квартирой 302, а также с представителем культа из Сайлент-Хилла Уолтером Салливаном и его обрядом «Двадцать одно таинство». Для проведения данного ритуала требуется 21 жертва, что, согласно культу, создаст рай на земле. Самому Уолтеру обряд поможет вернуть к жизни мать.
Игровой процесс
Геймплей 4-й части франшизы подвергся значительным изменениям по сравнению с остальными играми серии. В игре «Silent Hill 4: The Room» у персонажа появилась шкала здоровья. Игроку нужно было также следить за показателем состояния оружия, которое ломалось с течением времени. Это усложняло прохождение игры, поскольку инвентарь был ограничен 10 слотами – ячейками, предназначенными для хранения всех типов предметов (среди них – оружие дальнего и ближнего боя, пули, аптечки и предметы для выполнения заданий). У игрока не было нагрудного фонаря и портативного радио, извещающего о приближении врагов.
Механика боя изменилась благодаря появлению новых противников – призраков. Они преследовали главного героя и приводили к уменьшению уровня здоровья одним своим присутствием. Данные противники бессмертны (Perron. 2018. P. 203). Для борьбы с приведениями нужно использовать медальоны и свечи, снимающие негативные эффекты. Однако лучший способ избавления от призраков – применение специальных мечей, прибивавших их к земле. Единиц данного типа оружия было значительно меньше, чем призраков, но игрок мог использовать их больше одного раза. Вынимая мечи из поверженных врагов, пользователь получал возможность бороться с новыми противниками, но тогда восставшие призраки вновь преследовали героя.
В игре «Silent Hill 4: The Room» игроку предоставлялся геймплей не только от третьего, но и от первого лица. Последний режим игры стал возможен благодаря новой локации и появившимся в связи с этим игровым механикам. Так, пользователю было необходимо время от времени возвращаться в квартиру Генри Таунсенда. Саму локацию можно подробно исследовать: осматривать предметы, находить записки предыдущих владельцев, наблюдать в окно за зданиями на противоположной стороне улицы, подглядывать за соседями через дыры в стенах или следить за происходящим через глазок входной двери. Помимо исследования в квартире, была точка для сохранения игры и ящик для хранения предметов. В начале каждой новой игры на данной локации восстанавливался уровень здоровья главного героя.
По ходу прохождения игры интерьер квартиры менялся, создавая небезопасную атмосферу. Уровень здоровья переставал восстанавливаться, а на стенах возникали жуткие образы и существа. Например, ботинки передвигались по локации по собственной воле, а из холодильника и кранов начинала течь кровь. Игнорирование призраков и жутких явлений приводило к потере здоровья. Игрок мог бороться с потусторонними явлениями. Один из способов – ношение медальона, снимающего негативные эффекты, но со временем он ломался и не мог изгонять потусторонних обитателей из квартиры. Поэтому игроку было необходимо ставить в определённых местах свечи, которые избавляли локацию от мистических существ (Perron. 2012. P. 126–130). От борьбы с чудовищами зависела концовка игры.
Другой фактор, влияющий на финал, – спасение соседки главного героя, Айлин. Девушка присоединяется к Генри на одной из локаций. Айлин можно вооружить, и тогда она будет помогать бороться с монстрами. Игроку нужно следить за состоянием второстепенной героини, т. к. от этого зависит поведение персонажа в конце игры и то, как будет протекать бой с финальным боссом. Всего пользователю доступно четыре именных концовки: «Спасение», «Мать», «Смерть Айлин» и «21 таинство». В данной части серии игр отсутствуют шуточные финалы, в том числе «НЛО-концовка», доступная в предыдущих играх серии.
Влияние
«Silent Hill 4: The Room» была хорошо принята игроками и критиками. Однако из-за отличий в геймплее и сюжета, разворачивающегося вне Сайлент-Хилла, она воспринималась не как спин-офф, а как ностальгическое напоминание о первых играх франшизы (Perron. 2012. P. 127). Новая часть серии «Silent Hill» содержала аллюзии на предыдущие игры серии. В «Silent Hill 4: The Room», как и в «Silent Hill 2», при повторном прохождении игрок мог найти бензопилу, при использовании которой персонаж повторял движения героя из фильма «Зловещие мертвецы» («The Evil Dead», 1981, режиссёр С. Рейми). При осмотре одного из унитазов Генри скажет, что в нём что-то лежит, но он туда не полезет. Это отсылка ко второй части, где главный герой достал из унитаза квестовый предмет. В игре можно встретить изображения Самаэля – божества и финального босса из игры «Silent Hill 1». Хотя в игре «Silent Hill 4: The Room» заметны отсылки к самой франшизе, в ней нет аллюзии на что-то вне самой вселенной «Silent Hill». Больше не было мест и улиц, названных в честь известных писателей, как и вывесок и надписей, взятых из фильмов ужасов.