Xbox
Xbox, игровая консоль 6-го поколения. Разработана компанией Microsoft. Первая успешная американская игровая консоль, вышедшая после кризиса индустрии компьютерных игр 1983 г. Официально устройство было представлено на Конференции разработчиков игр 10 марта 2000 г. Итоговая версия консоли показана 6 января 2001 г. на Международной выставке потребительской электроники в Лос-Анджелесе. Xbox поступил в продажу 15 ноября 2001 г. в Америке, 22 февраля 2002 г. – в Японии, 14 марта – в Европе. Стартовая цена составила 299 долл., в апреле 2002 г. была снижена до 199 долл. Последняя игра на платформе – «Madden NFL 09» (2008), выпущена 12 августа 2008 г., поддержка консоли прекращена в марте 2009 г., 14 апреля 2010 г. аккаунты Xbox отключены от сети Xbox Live. Самыми популярными играми платформы стали «Halo 2» (2004), «Halo: Combat Evolved» (2001), «Fable» (2004), «Tom Clancy’s: Splinter Cell» (2002), «Project Gotham Racing» (2001) и сборник «Grand Theft Auto Double Pack» (2003) из «Grand Theft Auto III» (2001) и «Grand Theft Auto: Vice City» (2002).
Наименование консоли – сокращение от DirectXbox, кодового имени проекта от DirectX – названия набора интерфейсов прикладного программирования (API) и инструментов разработки от Microsoft. Использование DirectX в играх на консолях должно было облегчить их разработку программистами, работающими на персональных компьютерах, и портирование проектов. Первой попыткой Microsoft перенести DirectX на игровые устройства стала отдельная версия операционной системы Windows CE для консоли Sega Dreamcast. Как и ОС Xbox, система для Sega поддерживала DirectX. Но она привлекла ограниченный интерес со стороны разработчиков: всего на Dreamcast было портировано 80 игр с персональных компьютеров. Помимо этого, программисты Microsoft предлагали Sony разработать программное обеспечение для PlayStation 2, но специалисты Sony отказались, т. к. не хотели зависеть от чужих программ.
Создать собственную консоль предложили несколько сотрудников Microsoft, работавших над DirectX, – Кевин Бахус, Симус Блэкли, Отто Беркс и Тэд Хейс – после того, как специалисты Sony представили PlayStation 2 как мультимедийную платформу, которая потенциально сделала бы ненужным домашний компьютер. Они начали проектировать устройство, схожее с ПК (персональные компьютеры) по комплектующим и принципам работы, под кодовым названием «Мидуэй» – в честь сражения между американцами и японцами на Тихом океане во Второй мировой войне. Главной инновацией должен был стать первый на консолях жёсткий диск. Параллельно команда, состоявшая из разработчиков WebTV – первого мультимедийного устройства Microsoft, хотела создать дешёвую и многофункциональную консоль с собственными комплектующими. Того же подхода к производству консоли в то время придерживались и другие компании – Sony, Sega и Nintendo. 5 мая 1999 г. Б. Гейтс отдал предпочтение модели от Бахуса и др., которая должна была обладать большей вычислительной мощностью, быть ориентированной на игру по сети и поддерживать актуальные версии DirectX. Разработкой Xbox сначала руководил глава аппаратного подразделения Microsoft Рик Томпсон, после анонса консоли его сменил президент отдела развлечений и устройств Робби Бах.
По первоначальной задумке инженеры должны были создать устройство из компьютерных комплектующих, присутствующих на рынке. За счёт DirectX оно также было бы простым в освоении для разработчиков без опыта создания игр для консолей. Однако переговоры с производителем графических чипов NVIDIA затянулись настолько, что Microsoft решила заказать разработку собственного чипа у компании GigaPixel, отложив выпуск консоли на год. В итоге специалисты Microsoft и NVIDIA смогли договориться и объединили наработки. Трудности возникли и с операционной системой, которая не смогла воспроизвести весь функционал компьютерной Windows. Главной проблемой было то, что устройство получилось слишком дорогим (производство каждой консоли стоило 425 долл.) и компания Microsoft, вопреки изначальным планам, продавала его в убыток, надеясь на прибыль с запущенного в ноябре 2002 г. онлайн-сервиса Xbox Live. Всего разработка заняла 20 месяцев и стоила 4 млрд долл. По внутренней информации, к 2005 г. Microsoft потеряла на продажах Xbox ещё 3,7 млрд долл. (Takahashi. 2011). Помимо того что цена была ниже себестоимости, из-за сложностей во время разработки консоль почти не дешевела со временем за счёт оптимизации конструкции.
К маю 2006 г., спустя год после прекращения производства, по заявлению Microsoft, было продано 24 млн устройств. При этом главный конкурент в лице Sony продал более 155 млн PlayStation 2, однако Nintendo и Sega реализовали только 21,74 млн GameCube и 9 млн Dreamcast соответственно. Основным рынком Xbox стала Северная Америка, в Европе за 5 лет было продано 6 млн устройств, в Японии – менее 2 млн.
Xbox оснащён 32-битным центральным процессором на основе Pentium 3 от компании Intel с тактовой частотой 733 МГц; 64 мегабайта оперативной памяти типа DDR SDRAM; графическим чипом NV20A совместной разработки Microsoft и NVIDIA с тактовой частотой 233 мегагерц и вычислительной мощностью в 20 гигафлопс и 3,5-дюймовым жёстким диском с объёмом памяти 8 гигабайт. Консоль несколько раз обновлялась, чтобы повысить надёжность оптического привода, сократить расходы на производство и бороться со взломом консоли пиратами с помощью чипирования. Но вычислительные компоненты в разных ревизиях были одинаковыми.
Xbox работает на собственной операционной системе, поддерживающей DirectX 8.1. Оптический привод консоли может проигрывать фильмы с DVD, но для этого нужен отдельный комплект из пульта дистанционного управления и адаптера, который компания Microsoft продавала за 30 долл.
Контроллер для Xbox выходил в двух вариантах. Первая версия, продававшаяся с консолью в американской и европейской комплектации, называлась Duke (англ. – герцог) и была негативно оценена за большой размер и вес. Уменьшенная версия под кодовым названием «Акэбоно» была разработана для японского рынка, но после критики в адрес западного варианта стала стандартом и в других странах, став известной как Xbox Controller S.