Психологический профиль
Психологи́ческий про́филь, метод представления результатов исследования психических процессов и/или личностных характеристик человека, как правило, в числовой или графической форме. Обычно он выглядит как набор числовых показателей (часто представленных в виде графика или столбчатой диаграммы), каждый из которых выражает результаты выполненных в определённой последовательности задач различной степени сложности или экспериментально-психологических тестов. В отечественную психологию термин «психологический профиль» ввёл Г. И. Россолимо в 1910 г. для обозначения метода наглядного изображения и анализа психических процессов (Россолимо. Психологические профили … 1910. С. 6). Для создания психологического профиля испытуемым предлагались серии задач, которые следовало решить в течение определённого, стандартного для всех времени. Результаты решения выражались количественно, обычно числом решённых задач (максимальный результат по каждому психическому процессу составлял 10 единиц), и представлялись в виде графика. Россолимо включил в свой метод 11 психических процессов: внимание, воля, точность восприятия, зрительное запоминание, запоминание элементов речи, запоминание чисел, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность. Каждый из психических процессов оценивался с разных сторон, что давало возможность получать более подробный психический профиль. Все 11 психических процессов составляли три более общие группы процессов: «воля и восприятие», «точность и прочность восприимчивости», «ассоциативные процессы». Психологический профиль должен был показать сохранность и нарушения тех или иных психических процессов. Россолимо считал, что характер психологического профиля даёт возможность количественной оценки состояния здоровья, различных нервно-психических болезней и умственной отсталости. Хотя метод Россолимо сегодня представляет в основном исторический интерес, однако в основе создания психических профилей личности лежит тот же принцип: количественная оценка различных аспектов и графическое их отображение.
В настоящее время не существует единого представления о том, что понимать под психологическим профилем и психологическим профилем личности. Эти понятия по-разному используются как в теоретической психологии, так и в трёх разных практических областях: клинической психологии, юридической (криминальной) психологии и в работе с кадрами.
Иногда под психологическим профилем личности может пониматься не совокупность количественных показателей, а предполагаемый или желательный перечень каких-либо психологических характеристик. Психологические профили личности в области психосоматических расстройств впервые разработала Х. Ф. Данбар. Она описала типичные для ряда психосоматических заболеваний совокупности (constellation) черт и особенностей поведения людей. Хотя сама Данбар говорила о констелляции, в отечественной психологии принято переводить это как профили личности.
Собственно понятие психологического профиля (а не психологического профиля личности; т. н. профайлинг) используется сегодня в криминалистике, где также акцент делается не на количественных показателях, а на качественных характеристиках. При этом под созданием психологического профиля понимаются действия эксперта, направленные на выявление личных особенностей преступников или жертв преступления, особенностей отношений между ними, мотивации, действий до, во время и после преступления для выделения криминалистически значимых признаков личности преступника в целях его поиска. Значительную роль в составлении таких психологических профилей играют данные о корреляции между признаками преступления и преступника, а также «смысловом» подходе – обусловленности выбора поведения, осуществляемого преступником, его индивидуальными особенностями.
При работе с кадрами психологический профиль сотрудника должен сравниваться с некоторым эталонным. Структура этого эталонного профиля в значительной мере соответствует психограмме как части профессиограммы, однако представлена не только в виде качественного описания, но и в виде количественных показателей.
Понятие психологического профиля личности нередко используется при описании результатов применения многошкальных психологических тестов, таких как MMPI, 16 PF Кеттелла. Данные, получаемые с помощью таких тестов, часто изображаются в виде точек, соединённых между собой («графиков»), и называются психологическими профилями личности. Психологический профиль конкретного человека, полученный с помощью теста, сравнивается с некоторыми типовыми профилями, характерными для людей с определёнными заболеваниями (например, при использовании MMPI), или профилями отобранных по другим основаниям групп (например, профессиональным).
Принципиальные различия в понимании и создании психологических профилей определяются тем, на каких теоретических подходах базируется этот метод. Прежде всего речь идёт о выделении личностных черт или личностных типов. В первом случае создание психологического профиля личности опирается на выделение тех черт, свойств, показателей, которые рассматриваются как важные для достижения целей, ради которых создавался профиль. Соответственно, это могут быть клинические показатели, различающие здоровые и патологические проявления, или профессионально важные качества, дающие возможность осуществлять оценку или отбор персонала. Построение психологических профилей на основании выделения отдельных черт и качеств позволяет при создании профиля личности использовать показатели, относящиеся к самым разным аспектам деятельности человека. Психологический профиль личности может включать различные психологические характеристики, полученные с помощью различных методов оценки (чаще всего тестов).
Создание профилей личности на основе выделения типов в значительной степени опирается на типологию, предложенную К. Г. Юнгом. Такой подход характерен для соционики. Создание соционических профилей личности связано со всё более детальной классификацией соционических типов личности. Несмотря на значительный интерес, проявляемый у нас в стране к соционике и построению соционических профилей, этот подход не может расцениваться как научный из-за отсутствия каких-либо попыток эмпирической проверки основных положений подхода и оценки валидности используемых методов.
В противоположность пониманию психологического профиля личности как совокупности различных черт (или скорее в дополнение к нему) А. Н. Леонтьев указывал на важность выделения психологического профиля личности как соотношения главных мотивационных линий в совокупности разных видов деятельности человека. Пока создание такого мотивационного профиля личности остаётся скорее на уровне научных гипотез и далеко от методологического решения.