Франс Анатоль
Франс Анато́ль (Anatole France; настоящие имя и фамилия Франсуа Анатоль Тибо, François Anatole Thibault) (16.4.1844, Париж – 12.10.1924, Сен-Сир-сюр-Луар, департамент Эндр и Луара), французский писатель. Член Французской академии (1896).
Родился в семье парижского книготорговца. После окончания коллежа (1862) сотрудничал в разных изданиях, писал библиографические заметки, статьи в справочники и энциклопедии, рецензии на книги, предисловия. В 1867 г. опубликовал свои первые стихотворения. В 1868 г. издал историко-литературный очерк об А. де Виньи, в котором заметно влияние «теории трёх факторов» И. Тэна. Первый поэтический сборник, «Золотые поэмы» («Poèmes d’orés», 1873; русский перевод 1957), свидетельствует об усвоении Франсом принципов парнасской эстетики: описательность, стремление к объективности, статичность образа в сочетании с его колористической и пластической выразительностью. Главная мысль сборника − в природе и в жизни происходит непрерывная борьба − сформировалась отчасти под влиянием учения Ч. Дарвина.
С 1876 г. Франс работал в библиотеке французского парламента; познакомился с Леконтом де Лилем и сблизился с парнасцами. Драматическая поэма «Коринфская свадьба» («Les Noces corinthiennes», 1876), опубликованная в 3-м сборнике альманаха «Современный Парнас» («Parnasse contemporain»), повествует о трагической любви молодого пастуха Гиппия к Дафне; герои становятся жертвами христианской нетерпимости. В поэме заметно влияние Э. Ренана. В повестях «Иокаста» («Jocaste», 1879) и «Тощий кот» («Le Chât maigre», 1879) Франс впервые обратился к современности.
Известность писателю принёс роман «Преступление Сильвестра Боннара» («Le Crime de Sylvestre Bonnard», 1881; в русском переводе 1899 – «Преступление Сильвестра Боннара, члена Института»). Произведение использует характерный для интеллектуального романа приём «двойного кодирования»: события (поиск историком Боннаром старинной рукописи в первой части и рассказ о том, как он помогает юной девушке, оказавшейся в трудной ситуации, – во второй) заключают в себе поиск ответов на вопросы о смысле жизни, соотношении мысли и действия, истинных и ложных ценностях. В романе проявилось своеобразие писательской манеры Франса: ирония, юмор, скептицизм, мастерство ёмкой фразы и точного слова.
В философском романе «Таис» («Thaïs», 1890; русский перевод 1891; опера Ж. Массне, 1894) традиционный житийный сюжет о превращении грешника в праведника дан в исходном виде и его зеркальном преломлении: куртизанка Таис обращается из язычества в христианство, а после её смерти монах и религиозный фанатик Пафнутий, любивший её, отказывается от христианства и приходит к прославлению земных радостей. Писатель не отдаёт предпочтения ни одному из мировоззрений; основная мысль романа − всякая истина относительна, а любая нетерпимость предосудительна. «Таис» наследует философской прозе 18 в., отличается пластичными и живописными «парнасскими» образами, импрессионистическими описаниями, использованием символов.
Статьи, опубликованные в газете Le Temps в 1886−1893 гг., были собраны Франсом в четырёхтомник «Литературная жизнь» («La Vie littéraire», 1-й том − 1888, 2-й том − 1890, 3-й том − 1891, 4-й том − 1892). Литературная критика Франса импрессионистична: писатель не столько анализировал произведения, сколько описывал субъективные впечатления от прочитанного. Отсюда тяготение к статьям небольшого объёма, литературно-критическому фрагменту и в целом к жанру эссе, которые составили значительную часть наследия Франса.
Романы «Харчевня королевы Гусиные лапы» («La Rôtisserie de la reine Pédauque», 1892; в русском переводе 1907 – «Саламандра») и «Суждения господина Жерома Куаньяра» («Les Opinions de Jérôme Coignard», 1893; русский перевод 1905) объединены образом Жерома Куаньяра, библиотекаря и учёного, выше всего ценящего свободу мысли. Во втором романе герой излагает свои взгляды и критикует окружающую его действительность в беседах с учеником Жаком Турнеброшем. Сюжетное развитие ослаблено, повествование строится как серия диалогов, фрагментов. В произведениях заметно влияние философских повестей Вольтера.
В психологическом романе «Красная лилия» («Le Lys rouge», 1894; русский перевод 1901) значительное место занимает сюжет о любви скульптора Дешартра и светской красавицы Терезы, сильное чувство которых противопоставляется нравам Третьей республики, атмосфере делячества и корыстолюбия. Фабула осложнена многочисленными беседами на философские, политические, исторические и эстетические темы.
Книга «Сад Эпикура» («Le Jardin d’Epicure», 1894) − собрание статей и фрагментов, опубликованных в Le Temps в 1886−1894 гг., – наиболее полно отразила взгляды Франса конца 1880-х − начала 1890-х гг. В наследии Эпикура писателю импонировала не только форма непринуждённой беседы, но и проповедь душевного покоя и гармонии. В сборниках новелл «Вальтасар» («Balthasar», 1889), «Перламутровый ларец» («L’Etui de nacre», 1892), «Колодезь святой Клары» («Le puits de sainte Claire», 1895), «Клио» («Clio», 1900) даны реалистические зарисовки быта и общественной жизни Франции конца 19 в. В новеллах рассмотрены актуальные социальные и этические проблемы, нередко – через обращение к различным историческим эпохам: к Античности – в новеллах «Лета Ацилия» («Læta Acilia»), «Прокурор Иудеи» («Le Procurateur de Judée»), «Кимейский певец» («Le Chanteur de Kymé»); к Средневековью − «Мессер Гвидо Кавальканти» («Messer Guido Cavalcanti»), «Трагедия человека» («L’Humaine tragédie»); к событиям Французской революции 18 в. – «Рассвет» («L’Aube»), «Госпожа де Люзи» («Madame de Luzy»), «Дарованная смерть» («La Mort accordée»). Новеллистика Франса отличается изяществом и простотой стиля.
1897 г. знаменует решительный поворот в мировоззрении писателя: он выступил в поддержку требований Э. Золя о пересмотре дела Дрейфуса, отошёл от скептицизма, увлёкся социалистическими идеями. Высказывался против декаданса в литературе; в творчестве заметно усилились сатирический и гротесковый элементы. Тетралогия «Современная история» («L’Histoire contemporaine», 1897−1901; русский перевод 1905–1910), в которую вошли романы «Под городскими вязами» («L’Orme du mail», 1897), «Ивовый манекен» («Le Mannequin d’osier», 1897), «Аметистовый перстень» («L’Anneau d’améthyste», 1899) и «Господин Бержере в Париже» («Monsieur Bergeret à Paris», 1901), представляет широкую панораму Третьей республики, изображённой сатирически. В романе показана эволюция профессора античной литературы Бержере из робкого и скромного интеллигента в человека действия. Композиция романа-хроники мозаична, книга изобилует внутренними монологами, вставными новеллами, дискуссиями, публицистическими фрагментами и ироническими комментариями.
Усиление демократических симпатий Франса отразилось в сборнике рассказов «Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов» («Crainquebille, Putois, Riquet et plusieurs récits profitables», 1904). В рассказе «Кренкебиль» показана трагическая судьба «маленького человека» – парижского зеленщика Жерома Кренкебиля, раздавленного полицейско-бюрократической системой.
Вершина сатирического мастерства писателя − роман-памфлет «Остров пингвинов» («L’Ile des pingouins», 1908; русский перевод 1908), отразивший переход творчества Франса от жизнеподобного изображения к условному и фантастическому. История случайного крещения пингвинов святым Маэлем и последующего развития их цивилизации представляет собой аллегорию европейской истории: писатель обнажил сущность современных ему общественных институтов, окарикатурив их.
В романах «Боги жаждут» («Les Dieux ont soif», 1912; русский перевод 1912; экранизация П. Мародона, 1926) и «Восстание ангелов» («La Révolte des anges», 1914) Великая французская революция рассмотрена с философско-политических позиций. Произведения осмысляют возможности общественного переустройства, перспективы революции, оправданность террора и т. д.
В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. Франс, как и многие французские деятели культуры, разделял шовинистские взгляды, но вскоре, потрясённый многочисленными человеческими жертвами, резко осудил войну. Писатель приветствовал Октябрьскую революцию 1917 г.; в 1919 г. подписал протест французской интеллигенции против блокады России, присоединился к группе «Кларте», возглавляемой А. Барбюсом. В 1920 г. вступил во Французскую коммунистическую партию. Последние произведения Франса – в жанре автобиографии: цикл воспоминаний о детстве «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1919) и повесть «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922) описывают формирование его мировоззрения.
Франс рассматривал общество в исторической перспективе и диалектическом развитии. Стоял у истоков интеллектуального романа 20 в., одним из первых сделал мысль предметом художественного исследования. Писатель ввёл в реалистическую художественную систему гротеск и фантастику, привнёс в философско-моралистическую и рационалистическую традицию импрессионистическое письмо; произведения насыщены культурными аллюзиями и реминисценциями. Его творчество оказало значительное влияние на Р. Мартен дю Гара, А. Барбюса, М. Пруста, А. де Сент-Экзюпери и др.
Произведения Франса вызывали большой интерес в России. Их высоко оценил М. Горький, подчеркнув «мужество и духовное здоровье» писателя, силу «ударов логики Франса по толстой и грубой коже "ходячих истин"» (Горький М. Об Анатоле Франсе // Красная новь. 1927. № 5. C. 215, 217). А. В. Луначарский назвал его «писателем иронии и надежды» (Луначарский А. В. Писатель иронии и надежды // Литературная газета. 1929. 9 ноября. С. 3). Полное собрание сочинений Франса на русском языке впервые опубликовано в 1928−1931 гг.
Нобелевская премия по литературе «за блестящие литературные достижения, проникнутые благородством стиля, глубоким гуманизмом, изяществом и поистине галльским характером» (1921) (The Nobel Prize in Literature 1921 // The Nobel Prize).