Роли (в менеджменте)
Ро́ли, в менеджменте – набор функций, выполняемый членом организации в рамках некоторого организационного или производственного процесса. Идентификация роли управляющего и качественное исполнение соответствующей функции лежит в основе менеджмента и существенно влияет на эффективность функционирования бизнеса.
Роли руководителя
В. В. Зябриков (род. 1955) с опорой на классификацию доктрин управления и единую типологию деловой культуры выделяет следующие основные роли управляющего (Зябриков. 2016):
бюрократ (администратор), использующий в управлении формальные полномочия с опорой на законы и инструкции (базируется на политическом факторе – P);
предприниматель, оперирующий факторами вознаграждения и принуждения (основывается на экономическом факторе – E);
лидер, рассчитывающий на личную харизму и инстинкт подражательства последователей (основывается на социокультурном факторе – S);
профессионал, опирающийся на знание технологий, компетенции и способность предвидеть будущее (базируется на технологическом факторе – T).
Роли менеджера по управлению персоналом
Функциональная роль менеджера по управлению персоналом (HR-менеджера) была выделена в начале 20 в. вместе с появлением необходимости в посреднике между руководством организации и персоналом для регулирования социально-трудовых отношений. К основным ролям HR-менеджера относятся: кадровый администратор, занимающийся документооборотом, поддержанием правил и процедур; менеджер по персоналу (в том числе советник по персоналу и внутренний HR-консультант), осуществляющий функцию поддержки бизнеса; а также HR-бизнес-партнёр, являющийся представителем топ-менеджмента и обеспечивающий организационные изменения в компании (Панова. 2016). Американский психолог, теоретик и практик менеджмента, основавший научное направление организационной психологии, Э. Г. Шейн (род. 1928) выделил следующие роли HR-управляющего (Шейн. 2011):
защитник сотрудников – идентифицирует себя с персоналом компании, делает акцент на доверии и проявляет лояльность персоналу, а также стремится сделать жизнь сотрудников комфортнее;
эксперт в администрировании – делает акцент на стандартизацию программы стимулирования и эффективность системы коммуникаций между сотрудниками, при этом отводя культурные проблемы на второй план;
стратегический партнёр – привержен топ-менеджменту компании, обладает стратегическим видением бизнеса и системным мышлением, а также руководствуется экономическими ценностями и учитывает финансовые показатели деятельности компании;
профессионал и лидер организационного развития – проявляет приверженность своей профессии, развивает основополагающие HR-функции, реализует современные HR-тренды и инициирует инновационные изменения в своей сфере деятельности.
Проблемы российского менеджмента, связанные с недооценкой роли управляющего
Недооценка эвристической роли управленца для поддержания функционирования и развития организации является одной из актуальных проблем современного российского менеджмента, поскольку влечёт за собой ряд негативных явлений (Насекина. 2016):
сформированность образа управляющего как менеджера/человека, который раздаёт приказы по собственному усмотрению без учёта потребностей организации в целом;
тенденция к разрастанию аппарата управления;
нехватка высококвалифицированных кадров;
чрезмерная абстрактность образа управляющего без понимания конкретных прикладных функций (отсутствие отлаженного, конкретного и эффективного механизма действий управляющего);
некомпетентность и необъективность в процессе подбора основного управленческого персонала организации;
бессистемное делегирование менеджерами своих полномочий сотрудникам более низких уровней по принципу уклонения от ответственности.
Модель командных ролей по Белбину
Выявление, распределение и поддержание функциональных ролей в организационном управлении особенно актуально в рамках процесса командообразования как комплекса действий, направленных на создание, сплочение и повышение эффективности деятельности команды. В 1960–1980-х гг. доктор психологических наук Р. М. Белбин (род. 1926) на основе специально организованных деловых игр с менеджерами промышленных компаний создал теоретическую модель командных ролей, в рамках которой все роли можно разделить на 3 группы (Белбин. 2009):
роли, направленные на действия (исполнитель, педант, мотиватор);
интеллектуальные (генератор идей, аналитик-стратег, специалист);
социальные (координатор, душа компании, исследователь ресурсов).
Основные командные роли по Белбину
Белбин выделяет 9 основных ролей в структуре команды:
1) исполнитель (рабочая пчела) – обладает самоконтролем, дисциплинированностью и бесконфликтностью, честно выполняет свои обязательства, но не отличается склонностью к генерации идей;
2) педант – выполняет поставленную задачу с особой тщательностью и добросовестностью, уделяя внимание деталям, ошибкам и возможным недочётам;
3) мотиватор – является напористым, конфликтным, устремлённым к победе и бросающим вызов команде лидером, который не всегда способен работать в команде;
4) генератор идей – новатор, который способен создавать проекты, но не всегда может решать сопутствующие решению проблемы;
5) аналитик-стратег – человек, остающийся в тени до тех пор, пока не нужно принимать решение; обладает критическим мышлением и отличной способностью к анализу;
6) специалист – обеспечивает реализацию проекта специализированными знаниями и навыками, берёт на себя ответственность и обязательства, связанные со своим профилем деятельности;
7) координатор – исполняет традиционную роль лидера команды, отличается умением слушать других людей, видеть ценность в каждом и эффективно распределять задачи между участниками процесса;
8) душа компании – направляет усилия на гармонизацию взаимоотношений между членами команды, способствует разрешению конфликтов в качестве посредника;
9) исследователь ресурсов – изучает нереализованные возможности, альтернативные решения и дополнительные ресурсы, а также укрепляет внешние связи за счёт поиска заинтересованных сторон.
Белбин отдельно выделяет деструктивную роль разрушителя, к которой относятся высокоинтеллектуальные люди, у которых отсутствуют принципы, но есть сильное желание выделиться за счёт окружающих, что негативно сказывается на командной работе.
Факторы, влияющие на выбор командной роли
Принятие на себя той или иной роли в рамках командной работы может быть обусловлено как особенностями внешнего окружения, так и субъективными особенностями участников совместной работы. Так, в книге «Типы ролей в командах менеджеров» Белбин отмечает следующие факторы, влияющие на выбор своей роли в команде (Belbin. 2004):
черты личности (экстраверсия или интроверсия, эмоциональная стабильность);
интеллектуальные способности (способность аргументировать собственную точку зрения);
личные ценности, принципы и тип мотивации; внешние обстоятельства и условия деятельности;
прошлый опыт;
степень освоения роли.
Эффективность функционирования команды, согласно теории Белбина, зависит от распределения названных ролей между участниками одного проекта таким образом, чтобы недостатки одних могли быть компенсированы достоинствами других. В соответствии с принципом наибольшего разнообразия, в команде должны быть представлены исполнители всех 9 ролей, хотя не обязательно команда должна состоять из 9 человек: некоторые участники могут сочетать в себе сразу несколько ролей, как правило не больше двух. Исследователь считает, что оптимальное количество менеджеров в команде составляет 6 человек.
Распределение ролей в менеджменте в 21 в.
В 21 в. в менеджменте существует тенденция передачи участникам проектных команд функций, свойственных менеджерам низшего, среднего и высшего звеньев, что позволяет уйти от многоступенчатой организационной структуры к более плоским, горизонтальным организационным структурам. Таким образом, постепенно происходит ликвидация такой категории персонала, как менеджер, и появляются новые категории: лидер (на уровне проектной команды); коуч (фасилитация групповой работы, обмен опытом между участниками разных команд, оказание психологической поддержки и разрешение конфликтов); координатор (в рамках динамических сетевых организационных структур); приглашённый менеджер-консультант (разрешение узкоспециализированных проблем, проведение независимой оценки бизнеса); scrum-мастер, т. е. специалист, следящий за соблюдением принципов Scrum участниками команды (в рамках применения гибкой Agile-методологии в разработке проектов); координатор виртуальных команд (поддержание команд сотрудников, связанных посредством интернет-технологий) и другие (Карякин. 2020).