Фасилитация
Фасилита́ция (англ. facilitation – облегчение, помощь), профессионально организованный, управляемый процесс, направленный на сопровождение группы, удержание групповых целей, решение поставленных задач, создание пространства для формирования понимания между участниками процесса и принятия групповых решений. Важным отличием фасилитации от других подходов (особенно директивных) сопровождения группы является то, что фасилитатор занимает нейтральную позицию. Его основной задачей является генерация процесса сбора, обмена и консолидации информации, а также удержания ключевых задач для достижения поставленных целей.
Происхождение и история развития представлений о понятии
В психологии принято говорить не просто о фасилитации, а о социальной фасилитации, подчёркивая таким образом важность этого понятия для социальных явлений и процессов. Понятие социальной фасилитации в научный обиход ввёл американский психолог Ф. Г. Олпорт. Он определил его как «повышение мотивации к деятельности в присутствии окружающих» (Allport. 1920; Allport. 1924). Сам этот эффект был впервые выявлен американским психологом Н. Триплеттом в 1898 г. Учёный наблюдал за спортсменами, занимающимися велоспортом. Он обратил внимание на то, что спортсмены показывают более высокие результаты в коллективных заездах, а не тогда, когда они соревнуются только с секундомером. Присутствие других людей, участвующих в гонке, стимулировало их к получению более высокого результата. Свою гипотезу он проверил в ряде исследований. Он предлагал детям решить простую задачу – наматывать леску на катушку удочки, причём это нужно было делать как можно быстрее. Результаты наблюдений показали, что дети справлялись с заданием лучше, когда они находились в коллективе. Таким образом, гипотеза Триплетта подтвердилась. Олпорт, проведя подобные эксперименты, показал, что эффект социальной фасилитации присутствует и в поведении животных. Например, цыплята лучше и быстрее клюют зерно в присутствии других цыплят. Эффект социальной фасилитации нашёл своё подтверждение в работах и других ученых, таких как Ш. Фере, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге, в школе К. Левина и др. Интересно, что в начале 20 в. был описан противоположный эффект – эффект социальной ингибиции, при котором наблюдается снижение мотивации к деятельности в присутствии других людей. Чуть позже были предприняты попытки объяснить существование двух противоположных эффектов и возможность их одновременного проявления. Так, Р. Зайонцем в 1960-х гг. были проведены психофизиологические эксперименты, на основе которых он сделал заключение о том, что присутствие других людей в момент выполнения каких-либо задач создаёт у человека нервно-психическое возбуждение в коре головного мозга. Если доминирующей реакцией в этот момент является активация, то проявляется эффект социальной фасилитации. Если же доминирующей реакцией становится торможение, то мы можем наблюдать эффект социальной ингибиции. Американский социальный психолог Д. Майерс выделяет три основных причины возникновения эффекта социальной фасилитации: обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди, возбуждение центральной нервной системы от присутствия других людей, отвлечение внимания от конкретной деятельности из-за переключения внимания на окружающих.
Содержание понятия
Фасилитация – это особый подход и профессиональная позиция человека при сопровождении групп. Ключевым её компонентом является занятие безоценочной нейтральной позиции. Фасилитатор помогает сформулировать цели, поставить задачи и выработать наиболее оптимальные решения для каждой конкретной группы, основываясь на ресурсах и возможностях участников процесса. Фасилитатор не вмешивается в обсуждения и дискуссии. Он организует процесс таким образом, чтобы у участников появилось пространство для высказывания креативных идей, чтобы каждый, кто хочет, мог высказаться и был услышан остальными. Однако, если участники процесса начинают отклоняться от заданной цели или нарушать нормы поведения, фасилитатор помогает вернуться к ним и не позволяет переходить этические границы. Он поддерживает активность участников, поощряет их креативность, направляет работу в конструктивное русло.
Стоит отметить, что фасилитация широко применяется не только при работе с бизнес-задачами, но и в ходе обучения в образовательных учреждениях. Основной целью преподавателя–фасилитатора является поддержание активности обучающихся, стимулирование умственной деятельности, организация конструктивных коммуникаций и поиск совместных решений.