Проектный менеджмент
Прое́ктный ме́неджмент (англ. project management), профессиональная деятельность, основанная на приложении знаний, навыков, инструментов, средств, технологий и методов, а также направленная на осуществление плановых мероприятий для достижения целей проекта. Ориентирован на удовлетворение интересов всех участников процесса, достигаемое путём координации усилий членов команды проекта по использованию ограниченных ресурсов для достижения результата, сбалансированного по стоимости, качеству и временны́м затратам.
Проектный менеджмент также может выступать как методология управления проектами, целью которой служит достижение конкретных результатов в определённые сроки с установленным бюджетом и ограничениями по средствам.
Этапы и инструменты проектного менеджмента
Основные содержательные элементы проектного менеджмента представлены в следующих этапах:
определение целей и объёма проекта – постановка чётких целей и формализация ожиданий от реализации проекта и области его действия;
планирование проекта – разработка подробного плана действий (мероприятий), включая расписание, бюджет и ресурсы, необходимые для реализации проекта;
организация и управление ресурсами – управление персоналом проекта, материальными, финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для достижения целей проекта;
выполнение проекта – реализация разработанного плана, выполнение поставленных задач и достижение целей этапов проекта;
мониторинг и управление проектом – постоянное отслеживание хода выполнения проекта, выявление проблем и изменений, работа с рисками, а также корректировка плана (при необходимости);
завершение проекта с учётом установленных целей и ожиданий, оценка результатов заказчиком и стейкхолдерами, фиксация положительного опыта.
Проектный менеджмент также включает в себя множество инструментов и подходов, таких как метод критического пути проекта, а также использование программного обеспечения для управления проектами. Существенное значение для успешного проектного менеджмента имеет коммуникация и взаимодействие со стейкхолдерами, участниками и командой проекта.
История развития проектного менеджмента
В переводе с латинского проект (лат. projectus, буквально – брошенный вперёд) определяется как предположение о том, что необходимо сделать для достижения какой-либо цели.
История использования проектного подхода в деятельности человека восходит к моменту зарождения самого общества, когда для быстрого решения нетривиальной задачи или противодействия новому вызову требовалось сосредоточение ресурсов и компетенций. В свою очередь, становление проектного менеджмента как дисциплины началось только в начале 20 в.
Выделяют 5 основных этапов исторического развития проектного менеджмента.
Первый этап (1900–1958) характеризуется трансформацией ремесленной системы в управлении взаимоотношениями участников процесса. В каждой стране формировались собственные подходы к проектному менеджменту, определяемые типом хозяйственной системы. В Советском Союзе в приоритете была реализация масштабных проектов, таких как Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Уральский медный завод, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. В США была предложена диаграмма (график) Гантта, впервые использованная на строительстве плотины Гувера и позволившая сократить срок ввода её в эксплуатацию на 2 года.
Второй этап (1958–1979) ознаменован разработкой и активным внедрением специализированных инструментов проектного менеджмента (например, CRM), а также иерархическим структурированием работ (англ. Work Breakdown Structure) в рамках масштабных проектов. В 1965 г. была учреждена первая Ассоциация проектного менеджмента (англ. International Project Management Association), а в 1969 г. создан Институт проектного менеджмента (англ. Project Management Institute, PMI).
Третий этап (1980–1994) связан с активным использованием электронных вычислительных машин, обеспечивших кратное повышение производительности в обработке и организации сложных данных в проектном менеджменте. Используя новые подходы, в этот период осуществляется управление проектом по строительству Евротоннеля под Ла-Маншем, соединившего Англию и Францию (1987–1994), а также по организации и проведению XV Зимних Олимпийских игр в Калгари в 1988 г.
Четвёртый этап (1995–2015) характеризуется совершенствованием программного обеспечения (ПО), используемого для развития проектного менеджмента. Оно условно делится на «настольное» (Calligra Plan, ConceptDraw Project, GanttProject, Microsoft Project, OpenProj и др.), «клиент-серверные» (к примеру, Azure DevOps Server, Basecamp, Redmine, Trac, EasyProjects.NET и др.) и «веб-сервисы» (например, Битрикс24, Asana, Phabricator, Launchpad, Crucible, Gemini, LeaderTask и др.). Реализацию бизнес-логики в офлайн-режиме обеспечивает «настольное» ПО (устанавливается на компьютере пользователя), на сервере приложения – «веб-сервисное», а на компьютере клиента в дистанционном формате запрос-ответ – «клиент-серверное».
Пятый этап (с 2015) определяется внедрением технологий искусственного интеллекта в проектный менеджмент. Большое количество решений, внедряемых на данном этапе, формируют два основных подхода:
искусственный интеллект как инструмент поддержки принятия решений руководителем проекта;
искусственный интеллект как инструмент решения рутинных и технических задач.
Теоретики проектного менеджмента
С момента зарождения и в процессе своего эволюционного развития проектный менеджмент вбирал в себя подходы, методологию и инструментарий различных научных школ, представители которых проводили постоянные практические исследования для совершенствования и повышения эффективности проектной деятельности. Данный процесс активно продолжается и в 21 в., как через стандартизацию процессов проектного менеджмента и обновление специального инструментария, так и через актуализацию основополагающих концепций с учётом стремительного развития информационных технологий.
За период развития проектного менеджмента активно формировались и развивались разнообразные научные школы, в каждой из которых имелись значимые представители (см. схему).
Научные школы проектного менеджмента.
В России с конца 20 в. ряд выдающихся учёных формируют несколько направлений развития методологии и практического применения проектного менеджмента. С. П. Никаноров (1923–2015) формирует направление концептуального проектирования, обосновывая возможность формализации описания предметных областей любой степени сложности при помощи логического аппарата. В. Н. Бурков (род. 1939) использует теорию графов в управлении организационными системами и предлагает организационно-экономические механизмы для проектного менеджмента, опираясь в том числе на человеческий фактор. А. А. Гусаков (1935–2005) при создании своей научной школы системотехники строительства разрабатывает теорию организационно-технологической надёжности, в рамках которой учитываются случайные факторы, а также используется имитационное моделирование. Б. П. Титаренко (род. 1945) внедряет робастные технологии управления в ситуации неопределённости для поддержки проектных решений на всех фазах управления проектом. В. М. Аньшин предлагает систему управления портфелем проектов в условиях неопределённости на основе селекции проектов и календарного распределения ресурсов. Г. Л. Ципес формирует научные подходы к созданию и оптимизации корпоративных систем управления проектами. Д. А. Новиков (род. 1970) в своей математической теории управления организационными системами продолжает развитие теории активных систем, показывая возможность и целесообразность использования математических моделей для повышения эффективности проектного менеджмента.
Правовая регламентация проектного менеджмента в РФ
Основой правовой регламентации проектного менеджмента в Российской Федерации на текущем этапе являются государственные стандарты. ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту» содержит общие рекомендации, основные понятия и характеристики процессов проектного менеджмента, которые необходимы для выполнения проектов и влияют на их результаты. ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» устанавливает требования к управлению проектом от его старта до завершения. Предметом стандартизации являются обязательные выходы процессов управления проектом. ГОСТ Р 54871-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой» устанавливает требования к управлению программой для обеспечения эффективного достижения целей и реализации выгод программы, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений. ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» устанавливает требования к управлению портфелем проектов для обеспечения эффективного достижения целей организации и повышения качества принимаемых решений при формировании, мониторинге и контроле реализации портфеля проектов.