Рапгоф Евгений Павлович
Ра́пгоф Евге́ний Па́влович [Ойген Рап-хоф, нем. Eugen (Eugene) Rap-hoph] [13(25).8.1859, по другим данным, 13(25).9.1858, Санкт-Петербург – 17.3.1919, Петроград, ныне Санкт-Петербург], российский пианист, педагог. Известен как основатель и руководитель Музыкально-драматических курсов («Курсы Рапгофа»; 1882–1919), одного из самых авторитетных музыкальных учебных заведений Санкт-Петербурга (Петрограда).
Биографические сведения
Дворянин, из остзейских немцев. В 1880 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где занимался у К. К. Фан-Арка и В. В. Пухальского, совершенствовался у Т. Лешетицкого в Вене. Концертировал в России.
В 1882 г. при участии брата, Ипполита Павловича Рапгофа, открыл в Санкт-Петербурге частное учебное заведение, известное как «Курсы Рапгофа» (или «Курсы Рапгоф»; улица Малая Морская, дом 7). Был его директором до конца жизни, преподавал игру на фортепиано, ансамбль, методику фортепианной игры. Сумел привлечь к преподаванию многих крупных музыкантов, в числе которых: пианисты В. В. Тиманова, А. Д. Медем, певцы Е. Ф. Цванцигер, И. В. Тартаков, скрипачи В. В. Безекирский, С. П. Коргуев, теоретик Н. А. Соколов.
Одновременно с 1894 г. преподавал в Николаевском сиротском институте, где вёл хоровой класс, методику игры на фортепиано, читал курсы истории музыки и эстетики; с 1897 г. инспектор музыкальной части. С 1898/1899 учебного года привлекал к службе в институте преподавателей Музыкально-драматических курсов. В 1888–1898 гг. сотрудничал как музыкальный критик в газете Sankt Petersburger Herold. После Oктябрьской революции 1917 г. преподавал в 7-й районной школе музыкального просвещения в Петрограде.
Составил ряд методических сборников для пианистов, в их числе «Собрание этюдов разных авторов» (6 тетрадей), «Большая школа техники» (6 тетрадей), сборники пьес.
В должности инспектора дослужился до чина статского советника. Награждён орденами Святой Анны 3-й и 2-й степени, Святого Станислава 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени.
Дочь – Мария Евгеньевна Рапгоф (1886–1960), преподаватель Музыкально-драматических курсов. Сын – Борис Евгеньевич Рапгоф [1892 – 1941 или 1942, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], писатель, поэт (псевдоним Борис Евгеньев).
«Курсы Рапгофа»
Официально открыты в 1882 г., работали до 1919 гг. Основаны как Высшие курсы фортепианной игры и Курсы музыки и пения, с середины 1880-х гг. – Музыкально-драматические курсы. Всё время их существования считались одним из самых авторитетных музыкальных учебных заведений города, пользовались выдающейся репутацией среди петербургских частных музыкальных школ.
К обучению принимались лица обоих полов, взрослые и дети разного возраста – в качестве учеников и вольнослушателей; в вокальные классы мужчины принимались с 18 лет, женщины – с 16 лет.
Основные предметы: фортепиано, сольное пение, скрипка, виолончель, флейта, теория музыки («специальная теория»). Наибольший срок обучения был установлен для пианистов – в общей сложности 10 лет; виолончелисты и скрипачи учились 6 лет, флейтисты – 5, певцы – 4, теоретики – 3 года. Преподавались также вспомогательные предметы: фортепиано для певцов, оркестрантов и теоретиков, ансамбль (квартет и «совместная игра»), ряд теоретических дисциплин (включая «энциклопедию», инструментовку и транспонирование), история музыки, история театра, эстетика, методика фортепианной игры, «анатомия руки», «физиология и гигиена голоса» и др. Работали также оперный, хоровой (для оперных хористов) и драматический классы. В течение учебного года устраивались концерты, оперные и драматические спектакли. Плата за обучение различалась в зависимости от ступени обучения (меньшая на младших курсах, бо́льшая на старших) и, кроме того, зависела от статуса педагога.
Курсы давали полное высшее музыкальное образование (количество предметов и программа имели консерваторский уровень), однако для получения соответствующего диплома и звания свободного художника требовалось держать экзамены перед художественным советом консерватории (частным учебным заведениям такие права не предоставлялись).
Курсы оставались автономным учебным заведением вплоть до кончины Е. П. Рапгофа. Национализированы постановлением комиссариата просвещения Союза коммун Северной области от 4 апреля 1919 г., переименованы в Школу специального музыкального образования 1-й и 2-й ступени с подчинением Музыкальному отделу Наркомпроса (в том же году школе присвоен № 1739). Традиции учебного заведения, заложенные Е. П. Рапгофом, поддерживались пианисткой М. Н. Бариновой (в 1919 заведовала школой), после неё, в 1919–1922 гг., заведующим был С. М. Ляпунов. В 1922 г. школа переименована в Четвертый государственный музыкальный техникум, резолюция педсовета (1923) с ходатайством о присвоении техникуму имени Рапгофа поддержки властей не получила.
В дальнейшем это учебное заведение послужило базой для образования Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова.