Синельников Николай Николаевич
Сине́льников Никола́й Никола́евич (Микола Миколайович Синельников) [31.1(12.2).1855, Харьков – 19.4.1939, там же], украинский и российский режиссёр, актёр, театральный деятель, народный артист РСФСР (1934). Работал главным образом в провинции: с 1873 г. актёр, с 1882 г. режиссёр, в 1880–1910-х гг. антрепренёр. В 1900–1909 гг. главный режиссёр театра Корша в Москве. С 1910 г. (с перерывами) возглавлял Харьковский русский драматический театр. Реформатор провинциального театра, опирался на принципы Московского художественного театра. Оказал значительное влияние на творческое формирование М. М. Блюменталь-Тамариной, В. Ф. Комиссаржевской, Л. М. Леонидова, А. А. Остужева, Б. Я. Петкера, М. М. Тарханова и многих других. Среди постановок: «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1893), «Макбет» (1894) и «Гамлет» (1895) У. Шекспира, «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1897), «Снегурочка» А. Н. Островского и «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (обе 1910), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1916), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1934), «На дне» М. Горького (1937). Преподавал в Харьковском театральном училище.