Майоне Асканио
Майо́не Аска́нио (Ascanio Majone, Mayone) (около 1570, Неаполь – 9.3.1627, там же), итальянский композитор, органист, клавесинист.
Учился музыке в неаполитанской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (Сантиссима-Аннунциата) у Дж. де Мака, с 1593 г. – первый органист в этой церкви. С 1602 г. – второй, с 1614 г. до конца дней – первый органист в капелле испанского вице-короля в Неаполе. Вероятно, был знаком с Дж. М. Трабачи, капельмейстером той же капеллы.
Основные творческие достижения Майоне сосредоточены в области инструментальной музыки. Это два сборника («книги») под названием «Каприччио» («Capricci»; кн. 1, 1603; кн. 2, 1609) и «Первая книга ричеркаров» («Primo libro di ricercari», на 3 голоса; 1606), содержащие пьесы в типичных для позднего итальянского Возрождения и раннего барокко жанрах: ричеркар (в том числе на cantus firmus, духовный или светский), канцона на французский манер (итал. canzon francese), партита (т. е. вариации) на арию Руджеро, орнаментальные вариации на мадригал (например, на популярный в ту пору «Io mi son giovinetta» Д. Феррабоско), токката и др. Исторический интерес представляет вторая книга, куда вошли 2 пьесы для т. н. хроматического клавесина (итал. cimbalo cromatico) – экспериментального инструмента с 19 клавишами в октаве, для которого изредка писали и другие неаполитанские музыканты этого периода. В предисловии «Agli studiosi» к этому изданию Майоне, рефлексируя по поводу собственного новаторства, предупреждает читателя, чтобы тот не возмущался и не осуждал автора за несоблюдение правил контрапункта («chi questa opera vederà, che non si scandaliza e mi giudica di poco osservatore delle regole del contrapunto»; Secondo libro di diversi capricci per sonare. Napoli, 1609. PAris. [1964–1965]. [p. 2]), и разъясняет свою технику так: «…когда сочинения украшаются пассажами, всегда случаются несколько проходящих фальшивых нот, возникающих против правил контрапункта, но без них нельзя достичь красивого эффекта» («quando si sona con passaggi o si adornano opere di passaggi, sempre vi passano alcune note false contra la regola del contrapunto senza le quali è impossibile, che bello effetto faccia»; там же).
По просьбе натуралиста и ботаника Фабио Колонны (1567–1640) Майоне написал несколько нотных образцов «хроматической» и «энармонической» (в современной терминологии – микрохроматической) музыки, которые должны были проиллюстрировать «совершенство» (perfezione) проектируемого Колонной экспериментального клавишного музыкального инструмента, т. н. линчейской самбуки. Например, в «Esempio della circolatione delli gradi enarmonici e chromatici...» Майоне совершает обход ступеней (circolatione) звуковысотной системы по квинтовому кругу, захватывая высотные классы, не входившие в «привычную» хроматическую систему того времени. Образцы Майоне опубликованы внутри трактата Колонны «Sambuca Lincea» в Неаполе в 1618 г.
Автор сборника («книги») 20 пятиголосных мадригалов (1604), марианского мотета «Ave regina coelorum» (1620) и другой вокальной музыки (не опубликована). Сборники фроттол и канцонетт утрачены.
Критическое издание обоих сборников «Capricci» осуществил британский клавесинист, органист и источниковед К. Стембридж (кн. 1. в 1981, кн. 2 в 1984). Пьесы этих сборников в собственной реконструкции он записал на клавесине (на лейбле «deutsche harmonia mundi», 1986).