Органный регистр
Орга́нный реги́стр, набор разновысотных труб одинакового тембра в органе. Каждый органный регистр имеет определённое название; названия регистров маркируются на расположенных на игровой кафедре органа регистровых рукоятках (на профессиональном жаргоне – цугах), включателях или кнопках, с помощью которых регистры могут включаться или выключаться.
Каждая труба регистра соответствует определённой клавише. При нажатии клавиши одновременно звучат соответствующие ей трубы каждого из включённых регистров.
При этом в каждом регистре одной и той же клавише может соответствовать одна или несколько труб либо не соответствовать ни одной (см. ниже о многорядных и неполнорядных регистрах). Выбор исполнителем различных сочетаний регистров при игре составляет искусство регистровки.
Органные трубы делятся на два основных типа, которые определяются источником колебаний воздушного столба в трубе: лабиальные и язычковые. На эти же два типа соответственно делятся органные регистры – в зависимости от труб, из которых они составлены.
В трубах л а б и а л ь н ы х (от лат. labium – губа) регистров таким источником служит нагнетаемый воздух, который проходит через щель, образованную керном (нем. Kern – сердечник-перегородка внутри трубы) и нижней губой, а затем рассекается верхней губой, выполняющей роль клина. Выходящие из этой щели (нем. Kernspalte) воздушные вихри поочерёдно проходят по разные (внешнюю и внутреннюю) стороны верхней губы – тем самым образуются толчки, воздействующие на столб воздуха в трубе; в результате возникают его периодические колебания (которые, в свою очередь, могут влиять на вихреобразование). Звукообразование в трубах лабиальных регистров в целом аналогично звукообразованию во флейтах со свистковым устройством (блокфлейта и др.).
По ширине мензуры лабиальные регистры подразделяются на три семейства: а) широкомензурные, или ф л е й т о в ы е; б) среднемензурные, или принципалы, в) узкомензурные, или с т р у н н ы е (в русском органном обиходе часто именуемые «штрайхерами» – от немецкого термина Streicher, обозначающего трубы этого семейства). Классифицирующим признаком здесь выступает отношение площади сечения трубы к её длине: чем это отношение больше, тем шире мензура, и наоборот, чем оно меньше, тем мензура у́же. Флейтовые и струнные регистры в большинстве случаев имитируют звучание музыкальных инструментов из соответствующих семейств (отсюда название). Существуют регистры, имеющие признаки двух семейств одновременно, они иногда называются «гибридными». К таким регистрам относятся, например, Geigen Principal («скрипичный принципал», занимающий промежуточное положение между струнными и принципалами) и Gemshorn (трубы этого регистра имеют коническую, сужающуюся к концу форму; он является «гибридом» семейств флейтовых и струнных).
В трубах я з ы ч к о в ы х регистров источником колебаний служит язычок (нем. Zunge, англ. reed) – металлическая пластина, которая колеблется под воздействием воздушного потока, периодически совершая удары по колодке-желобку (нем. Kehle, англ. shallot). Возникающие прерывания воздушного потока обеспечивают его периодические колебания, которые также усиливаются резонатором.
Язычки описанного типа, а также регистры с такими язычками, называются б ь ю щ и м и с я (нем. aufschlagende, англ. beating), в отличие от с в о б о д н ы х, или п р о с к а к и в а ю щ и х (нем. durchschlagende или freischwingende, англ. free), язычков, которые совершают беспрепятственные колебания внутри специальной рамки, отклоняясь по обе стороны от неё, – точно так же устроены звучащие язычки в инструментах типа гармоники: баяне, фисгармонии, губной гармонике. Органные язычковые регистры в подавляющем большинстве случаев имеют бьющиеся язычки; среди них – регистры, имитирующие звучание медных духовых (например, Posaune – нем. тромбон, Trompetа – исп. труба) и язычковых (Fagotto – итал. фагот, Hautbois – франц. гобой) музыкальных инструментов. Во 2-й половине 19 в. язычковые регистры, имитирующие духовые инструменты, нередко выполнялись как свободные.
Кроме лабиальных и язычковых, в отдельный тип по способу звукообразования выделяют изобретённые в конце 19 в. д и а ф о н н ы е трубы, или д и а ф о н ы (другое название: к л а п а н н ы е). Источником колебаний воздушного столба в трубе такого типа является клапан, который обеспечивает толчкообразное поступление воздуха в неё. Простейшая конструкция этого клапана представляет собой плоскую пластинчатую пружину, на подвижном конце которой закреплена круглая заслонка.
Регистры, составленные из диафонных труб, также называются диафонными (диафонами). Они встречаются весьма редко (и преимущественно в театральных органах), в основном в качестве басовых регистров. Как правило, диафонные регистры маркируются своим родовым названием – Diaphone. В ряде случаев некоторые другие регистры могут быть частично реализованы как диафонные (в басовой своей части).
Футовое число (футовость) является высотной характеристикой регистра; особую группу по высоте звучания образуют аликвотные регистры.
В зависимости от определённых конструктивных особенностей органных регистров также выделяют ещё несколько их групп.
Д е р е в я н н ы е и м е т а л л и ч е с к и е регистры – разделяются по материалу, из которого изготовлены их трубы (иногда регистр может относиться к смешанному типу по этой классификации, т. е. одни его трубы могут быть деревянными, другие – металлическими).
З а к р ы т ы е и о т к р ы т ы е регистры. Конец трубы может быть закрытым крышкой или колпачком, что влияет на особенности звукообразования: обычно такая труба звучит на октаву ниже, чем та же труба с открытым концом. Кроме того, при звучании закрытой трубы на её конце может образовываться лишь узел (но не пучность) стоячей волны, поэтому в такой трубе проявляются только нечётные гармоники. Трубы с закрытыми концами называются закрытыми, с открытыми концами – открытыми; соответствующим образом классифицируются регистры, составленные из закрытых либо открытых труб (в редких случаях одни трубы одного и того же регистра могут быть закрытыми, другие – открытыми). Типичные представители лабиальных закрытых регистров – Gedackt, Quintadena. Иногда конец трубы может быть закрыт лишь частично. Это приводит к специальным тембровым эффектам (в частности, могут проявляться чётные гармоники при доминировании нечётных, что придаёт «кларнетовому» характеру звучания трубы оттенок «флейтовости»).
М н о г о р я д н ы е (с о с т а в н ы е) регистры. Многорядный регистр – в отличие от однорядного – состоит из нескольких рядов труб: каждой клавише соответствуют несколько (по числу рядов) одновременно звучащих труб, при этом каждая из них может быть настроена на свою высоту (см. Sesquialtera, Mixtur). Число рядов многорядного регистра обычно указывается в его названии римскими цифрами либо арабскими вместе с буквами «f» (нем. -fach – кратный), «r» или «R» (англ. ranks или франц. rangs – ряды); например: Sesquialtera II, Scharff 4f, Cornet 5R. Рядность некоторых регистров может быть переменной, т. е. разным клавишам может соответствовать разное количество труб одного и того же регистра; большее количество труб, как правило, соответствует клавишам более высокой тесситуры (такие регистры иногда называются п р о г р е с с и о н н ы м и, англ. progressive). В таком случае в обозначении регистра указывают эту переменность в виде числового диапазона, например Doof I–II, Mixtur VI–VIII.
Р а з д е л ё н н ы е регистры – регистры, которые могут включаться раздельно для верхней и нижней части диапазона клавиатуры (граница такого разделения вариативна; исторически типичны границы на клавишах h/c1 или c1/cis1). При использовании разделённых регистров партии, исполняемые правой и левой рукой на одной и той же клавиатуре, могут иметь существенно различающиеся темброво-динамические окраски.
Н е п о л н о р я д н ы е (или н е п о л н ы е) регистры – регистры, звучащие (в отличие от полнорядных регистров) лишь в части диапазона клавиатуры (т. е. имеющие ряд труб, неполный относительно всего ряда клавиш). Обычно неполнорядные регистры выступают как сольные (в высокой тесситуре), поэтому их звучание в низкой тесситуре конструктивно не предусмотрено. Так, например, в органе Большого зала Московской консерватории (мастер А. Кавайе-Коль, 1899; установлен в 1901) имеются два регистра Cornet 5R; каждый из них звучит в диапазоне c1–g3 (эти регистры являются одновременно многорядными и неполнорядными). Неполнорядные регистры, начинающиеся от клавиши c1, часто называются половинными. Кроме того, низко звучащий регистр может быть сделан неполнорядным (начинаться, например, от клавиши F, а не C) из-за конструктивной невозможности размещения слишком больших басовых труб в данном органе.
П е р е д у в а ю щ и е, или г а р м о н и ч е с к и е, регистры – регистры, в звучании которых используется «передувание», т. е. возбуждение высших (обычно 2-й или 3-й) гармоник вместо основного тона органной трубы (как колебательной системы с набором собственных частот). Передувание труб обеспечивается достаточно высоким давлением нагнетаемого воздуха и некоторыми конструктивными особенностями (например, в случае лабиальных труб – узкой мензурой, а также наличием в стенке трубы небольшого отверстия). Данная характеристика регистра часто указывается в его названии, например Flûte harmonique, Trompette harmonique.
Т р е м о л и р у ю щ и е регистры (в обиходе российских органных мастеров называемые «швебунгами», от их немецкого названия Schwebungen) – регистры, производящие волнообразные биения, «розлив». Данный эффект достигается за счёт небольшого отклонения при настройке труб этого регистра от унисона с трубами других регистров. В результате при одновременном звучании этих труб вместе с эталонно настроенными трубами другого регистра возникают биения. Существуют также двухрядные тремолирующие регистры – в этом случае каждой клавише соответствуют две одновременно звучащие трубы, которые настроены с небольшим отклонением от взаимного унисона (в то время как однорядный тремолирующий регистр для возникновения эффекта биений непременно требует включения ряда труб из другого регистра). Во французской и английской органных традициях тремолирующие регистры именуются célestes («небесные»); это определение обычно включается в их названия, например: Flûte сéleste, Gamba сéleste. См. также Unda maris, Voix céleste.
Регистры e n c h a m a d e (название происходит от французского военного термина, обозначающего сигнал о прекращении боевых действий для переговоров, подаваемый трубами или барабанами; в русском органном обиходе употребительно название «шамады»), или г о р и з о н т а л ь н ы е, – язычковые регистры, трубы которых расположены не вертикально, а горизонтально на фасаде органа и направлены в сторону слушателей. Такое расположение обеспечивает чрезвычайную яркость, «фанфарность» звучания этих регистров, а также придаёт органу эффектный внешний вид. Иногда регистры en chamade располагаются внутри органа (их трубы расположены горизонтально и не видны снаружи); два таких регистра имеются, например, в органе Большого зала Московской консерватории.
В широком смысле к органным регистрам относят конструктивно предусмотренные в некоторых органах источники звука (управляемые с игровой кафедры), отличающиеся от труб. К таким регистрам относится Glockenspiel («колокольчики»), реализованный как набор металлических пластин или трубок, по которым ударяют молоточки, приводимые в движение с клавиатуры органа, а также устройства, не связанные с клавиатурой, вроде Zimbelstern или Nachtigall.
Каждый орган имеет свой уникальный набор регистров, отражённый в его диспозиции.