Педаль (музыкальный термин)
Педа́ль (франц. pédale, от лат. pedalis – ножной), 1) деталь рычажного устройства музыкальных инструментов, управляемая ногами. Используется для достижения специальных эффектов (фортепиано, орган, клавесин, вибрафон, арфа, электроинструменты), управления мехами (фисгармония), настройки и перестройки (арфа, литавра), а также для игры (орган, басовый барабан, тарелка на ударной установке).
В ранних разновидностях фортепиано (18 в.) педали возникли в результате трансформации рычагов – специальных механических приспособлений, которые изначально использовались в клавесинах и фортепиано для изменения тембра. В фортепиано педали предназначались для продления и укорачивания звука, изменения динамики, тона и тембра, создания эффектов звучания арфы, лютни, фагота, кларнета, ударных (т. н. янычарская музыка). В некоторых моделях фортепиано количество «кунстпедалей» (нем. Kunstpedal) иногда доходило до восьми.
В роялях и четырёхугольных фортепиано 18 в. педали прикреплялись к передним ножкам, а позже устанавливались на «лиры», подвешенные снизу к передней части корпуса. В пианино педали крепятся к цокольному полику и выступают сквозь цокольный брусок в нижней части корпуса.
В современных фортепиано функцию продления звука выполняет правая педаль. Нажатие левой педали ослабляет силу звука и меняет его окраску на более приглушённую.
Средняя педаль фиксирует только избранные звуки, взятые перед нажатием педали: они тянутся, пока педаль не будет отпущена.
Описание работы средней педали (состенуто) из патента Т. Э. Стейнвея (1917)
В состоянии покоя (Fig. 1) задний конец клавиши (29) лежит на польстере, а демпфер (23) – на струнах (24), заглушая их.
Работа демпферного узла (Fig. 2) начинается при опускании переднего конца клавиши, задний конец которой поднимает демпферную фигуру (10), приводя в действие прикреплённый к ней посредством демпферной проволоки (25) демпфер (23). Поднятие демпфера освобождает струны, и они могут звучать свободно. Возвращение клавиши в исходное состояние приводит к опусканию демпфера и глушению струны. В неактивном положении (Fig. 1–2) штанга состенуто (40) отдалена от выступа (39) демпферного капсюля (21) и не влияет на игру.
При нажатии средней педали (состенуто) (Fig. 3) штанга (40) поворачивается вокруг своей оси на 45 градусов и выступающая планка (41) перемещается из нижнего положения (Fig. 1, 2) к устойчивому горизонтальному положению. Если в этот момент клавиша была нажата и демпфер поднят, подвижный выступ (39) демпферного капсюля (21) садится на планку и не даёт демпферу опуститься. Благодаря пружине (36), удерживающей выступ капсюля, другие демпферы, поднимаемые во время нажатия клавиш, не останавливаются, а свободно поднимаются и опускаются (Fig. 4–5).
В отечественных пианино 1970–1990-х гг. моделей «Сонет», «Тоника», «Балтика» (фабрика «Красный Октябрь», Ленинград), в модели 110 (фабрика «Аккорд», Калуга) и в некоторых роялях «Миньон-1» средняя педаль выполняла функцию сурдины (для фортепиано используется термин «модератор»). Под действием педали планка с приклеенной к ней войлочной полоской опускается, и оказавшийся между молоточками и струнами войлок почти полностью приглушает звучание инструмента. В некоторых моделях фабрик «Красный Октябрь» и «Аккорд» в дискантовом диапазоне вместо войлочной использовалась суконная полоска с закреплёнными на ней металлическими кнопками. Соприкасаясь со струнами, они создавали эффект клавесинного тембра. В настоящее время педаль состенуто применяется не только в роялях, но и в пианино ведущих мировых фирм.
У арфы педали служат для перестройки струн; они были изобретены в 1690-х гг. музыкальным мастером и арфистом Я. Хохбруккером из Донаувёрта (Бавария). Нажатие педали посредством рычагов позволяет повышать на полтона одноимённый звук во всех диапазонах арфы. Изобретение С. Эраром двойного хода педали (1800–1801) в сочетании с двумя вилочковыми дисками (1810), служащими для уменьшения длины струн, даёт возможность перестраивать арфу выше на полтона и на тон. В современной концертной арфе используется 7 педалей.
В органе-позитиве, организованном фортепиано (франц. fortepiano organisé; «фортепиано с флейтами») и фисгармонии педали служат для нагнетания воздуха в мехи, а в механических пианино и фисгармониях запускают движение пневматического механизма.
2) Клавиатура для ног (1–3 октавы) на органе, клавикорде, клавесине, карильоне, электрооргане.
3) Выдержанный звук, аккорд или созвучие, на фоне которых все прочие гармонические и полифонические голоса движутся относительно независимо. Разновидность педали – органный пункт.