Дворец Мафра
Дворе́ц Ма́фра (Национальный дворец Мафры, Palácio Nacional de Mafra), памятник архитектуры в Португалии (г. Мафра, столичная область Лиссабон).
Согласно преданию, король Португалии Жоан V основал монастырь в Мафре в знак благодарности Богу за дарование ему детей. Ещё в 1711 г. король запланировал постройку небольшого монастыря, рассчитанного на 13 насельников. В процессе разработки проекта было решено увеличить площади монастыря, чтобы разместить там до 300 монахов, и объединить обитель с королевским дворцом. Строительство этого грандиозного здания велось в 1717–1735 гг. за счёт средств, поступавших в казну из колоний. Таким образом, дворец-монастырь в Мафре должен был стать символом величия Португальской колониальной империи. С момента основания монастырь в основном занимали францисканцы, однако в 1771–1791 и в 1834 гг. он принадлежал регулярным каноникам святого Августина.
Стиль дворца, созданный архитектором Ж. Ф. Лудовиcи на основе римских и немецких образцов барокко, демонстрирует характерный пример «иоанновского барокко», или «жоанино» (назван в честь короля Жоана V). Квадратное в плане здание cостоит из двух сочленённых прямоугольных корпусов. По сторонам главного (западного) фасада, выходящего на площадь, размещены белокаменные башни с луковичными кровлями, в центре широкая трёхпролётная лестница ведёт к фасаду базилики Святого Антония с двумя симметричными колокольнями. На них установлены одинаковые карильоны, которые считаются самыми большими в мире карильонами 18 в. (колокола изготовлены в Нидерландах В. Витлоксом из Антверпена и Николя II Левашем из Льежа), каждый из них имеет диапазон в 4 октавы. Карильоны также функционируют в режиме курантов, исполняя целый ряд мелодий [цилиндры (барабаны) работы нидерландского часовых дел мастера де Бефа]. Заказом сразу двух дорогостоящих башенных часов король Жоан V стремился продемонстрировать богатство и могущество Португалии.
Базилика, освящённая в честь Богоматери и святого Антония Падуанского, имеет план в виде латинского креста. Это первая в Португалии базилика, увенчанная полусферическим куполом римского типа (диаметр 13 м). Внутри стены облицованы розовым, белым и серым мрамором. В алтаре находятся полотно Ф. Тревизани «Богоматерь с Младенцем и святым Антонием Падуанским» (1730) и большое «Распятие с поклоняющимися ангелами» (1731, скульптор Ф. М. Скьяффино). Интерьер базилики также украшают 58 итальянских статуй из каррарского мрамора (изготовлены в Риме и Флоренции скульпторами К. Мональди, Дж. Б. Маини, Ф. делла Валле, П. Браччи) и скульптурные алтарные образы в капеллах (скульптор А. Джусти). Вместе они составляют один из крупнейших ансамблей итальянской скульптуры за пределами Италии. Его дополняют 28 терракотовых моделей статуй, присланных из Рима для окончательного утверждения (хранятся в музее дворца). Работы итальянских мастеров послужили образцом для португальских скульпторов и способствовали возникновению в 1753 г. Школы скульптуры в Мафре под руководством А. Джусти. В базилике также находятся работы португальского скульптора Ж. ди Алмейды: вертеп (приписывается) и статуя Богоматери (предположительно 2-я треть 18 в.).
В восточной части базилики установлены шесть органов, что представляет собой уникальный случай в истории. Установка шести инструментов была запланирована ещё при постройке дворца, однако по неизвестным причинам не была доведена до конца. В 1806–1807 гг. органы 18 в. заменили на новые (органостроители Ж. А. Периш Фонтаниш и А. Ш. Машаду-и-Сервейра), украшенные накладными бронзовыми деталями в виде цветочных гирлянд, колонн, капителей и музыкальных инструментов. Органы задуманы как единый ансамбль, позволяющий их одновременное использование. Специально для этого были созданы сочинения португальских композиторов Ж. ди Соза Карвалью, М. Португала и Ж. Ж. Балди (хранятся в библиотеке дворца).
Базилику окружают монастырские помещения. К югу от неё – сакристия и овальный зал капитула, к востоку – двор, окружённый кельями монахов, к северу – несколько больничных палат, аптека, капелла Кампу-Санту, предназначенная для заупокойных богослужений, и монастырский лазарет с 16 альковами, из которых лежачие больные могли видеть и слышать мессу. Каждый альков, облицованный плиткой, оборудован кроватью, тумбой, сиденьем для посетителей и при необходимости закрывался белыми тканевыми занавесками. От лазарета к капелле Кампу-Санту и во внутренний дворик монастыря ведёт отдельная лестница, по которой уносили тела умерших.
Верхние этажи дворца были отведены под парадные залы и личные покои членов королевской семьи: в северной башне располагались покои короля, в южной – королевы, в северо-восточной части здания – принцев, в юго-восточной – принцесс. Покои короля и королевы соединены самым протяжённым дворцовым коридором в Европе (232 м). Ещё одна анфилада парадных комнат соединяет покои короля и королевскую библиотеку в восточной части дворца, спроектированную архитектором М. Каэтану ди Соза в форме креста с куполом в центре. В зените купола изображено солнце с человеческим ликом, которое символизирует знание и мудрость. Книги (всего около 36–40 тыс. томов) расставлены в резных двухъярусных рокайльных стеллажах в зависимости от темы: тексты религиозного содержания – в северной галерее; издания, посвящённые точным и гуманитарным наукам – в южной; в трансепте – греко-латинская классическая литература, периодика, словари и справочники. Благодаря бреве папы Бенедикта XIV от 1745 г. отдельным читателям по личному дозволению короля были доступны издания, внесённые в «Индекс запрещённых книг» (действовал в 1559–1966). К дворцу примыкают сад и парк Тапада-Насьонал (8 км2).
Начиная с короля Жозе I члены королевской семьи приезжали в Мафру в основном для отдыха, охоты и участия в религиозных праздниках. Один из залов дворца украшен охотничьими трофеями, из которых сделаны люстры и предметы мебели. После 1807 г., когда король Жоан VI с семьёй бежал в Бразилию, дворец перестал быть постоянной королевской резиденцией. Во время Наполеоновских войн в здании размещалась ставка французского генерала Ж. А. Жюно, затем – герцога Веллингтона. Королева Мария II да Глориа и Фернанду II (из династии Саксен-Кобург-Гота; король Португалии в 1837–1853) вновь стали проводить время в Мафре. Монастырь прекратил своё существование в ходе секуляризации монастырской собственности, закреплённой указом короля Педру IV (подписан 28 мая 1834, опубликован 30 мая 1834), после чего бóльшую часть монастырских помещений заняли казармы. 5 октября 1910 г., после провозглашения Португалии республикой, из дворца Мафра отправился в ссылку последний король Португалии – Мануэл II.
В 1911 г. дворец преобразован в музей, при этом его часть занимает военное училище. Дворец Мафра внесён в список Всемирного наследия.