Дижур Сергей Леонидович
Дижу́р Серге́й Леони́дович (12.1.1924, Киев – 27.12.2000, Москва), российский органист, клавесинист, пианист, педагог.
Родился в семье инженера Леонида Сергеевича Дижура (1894–1980) и Елены Владимировны Дижур (урождённая Фрейнкина, 1894–1984). В 1932 г. семья переехала в Москву.
Окончил музыкальную школу-семилетку Гнесиных (класс фортепиано С. Д. Коган), затем Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (1941, классы фортепиано Е. К. Николаевой и камерного ансамбля А. Ф. Гедике; благодаря последнему заинтересовался органом). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано Г. Г. Нейгауза и композиции М. Л. Старокадомского (1947), позднее по классу органа Гедике (1949), затем фортепианную (1951) и органную (1954) аспирантуры.
С 1957 г. вёл в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории классы фортепиано и камерного ансамбля.
В 1957–1963 гг. органист и клавесинист Московского камерного оркестра под управлением Р. Б. Баршая. В составе коллектива гастролировал в городах СССР, странах Европы (Великобритания, Франция, Голландия, Бельгия и др.) и в США.
С 1970 г. солист Московской филармонии.
Как исполнитель предпочитал выступления на органе. Его игра отличалась строгостью и благородством. Дижуру была свойственна скрупулёзная работа над текстом, ему принадлежит высказывание: «Лучший учитель для органиста – это орган плюс нотный текст» (цит. по: Лотова. С. 48). Признанный мастер регистровки, подбирал неожиданные сочетания тембров, использовал частые регистровые смены, вытекающие из формы сочинения.
Обширный репертуар Дижура включал редко исполняемые в СССР произведения. По его собственному признанию, особое внимание уделял французской музыке – мастеров эпохи барокко (Л. Маршан, Ф. Куперен, Н. де Гриньи, П. Дюмаж) и О. Мессиана (см. интервью Дижура О. В. Белоцерковскому). Знакомил слушателей с произведениями северонемецкой органной школы, исполнял музыку современных советских композиторов. Давал монографические концерты («Искусство фуги» И. С. Баха, сочинения Дж. Фрескобальди, И. Брамса и др.); в программах, посвящённых Р. Шуману и Ф. Листу, чередовал игру на органе и фортепиано.
Как солист-органист давал концерты в российских городах, гастролировал в Венгрии (1971, 1973), Италии (1974), Австрии (1978), Чехословакии (1979, 1981), ГДР (1981).
Записал на органе А. Кавайе-Коля (1899) в Большом зале Московской консерватории 4 пластинки: «Искусство фуги» И. С. Баха (1976), органные сочинения О. Мессиана (1982), И. Брамса (1986), произведения французских композиторов эпохи барокко (1988). В 1993 г. записал «Искусство фуги» на органе Alexander Schuke (1959) в Малом зале Московской консерватории (на 2 CD, 2001).
С 1992 г. преподавал в Московской консерватории, одновременно в 1998–1999 гг. – в Нижегородской консерватории (профессор с 1996). Среди учеников: Л. Б. Шишханова, Ю. В. Мартынов, М. В. Распутина (1971–2006), Т. М. Андрианова (род. 1972), И. В. Гольденберг (род. 1968).