Кабесон Антонио де
Кабесо́н Анто́нио де (Antonio de Cabezón) [около 1510, Кастрильо-Матахудиос, ныне Кастрильо-Мота-де-Худиос, близ Бургоса – 26.3.1566, Мадрид], испанский композитор, клавирист и органист. Один из первых крупных мастеров, создававших музыку для органа, клавира и виуэлы.
Потерял зрение в раннем детстве. Получил образование при соборе г. Паленсия, предположительно, под руководством местного органиста Гарсии де Баесы. С 1526 г. органист в капелле королевы Изабеллы Португальской, где работал до её смерти в 1539 г. В 1539–1548 гг. состоял на службе у инфант Марии и Хуаны, а также принца Филиппа (будущего короля Филиппа II), обучал их музыке. С 1548 г. числился исключительно органистом Филиппа, сопровождал принца в поездках, в том числе весьма долгих. Первое же путешествие Филиппа (по городам Италии, Германии и Фландрии) продлилось с 1548 г. по 1551 г. В 1554 г. А. де Кабесон посетил Англию по случаю женитьбы принца на Марии Тюдор. В 1557–1559 гг. находился на службе у принца Карлоса. В 1561 г. вместе с королевским двором переехал в Мадрид. В 1565 г. дал положительный отзыв на трактат Т. де Санта Марии «Arte de tañer Fantasia, assi para Tecla como para Vihuela» («Искусство игры фантазий как на клавишных инструментах, так и на виуэле»).
Сочинения А. де Кабесона сохранились в двух печатных источниках. Сборник Л. Венегаса де Энестросы «Libro de Cifra Nueva para tecla, harpa y vihuela» («Книга в новой цифровой нотации для клавишных инструментов, арфы и виуэлы», 1557; записан в испанской цифровой табулатуре) содержит ряд сочинений, автор которых обозначен как «Антонио»; по традиции они приписываются Кабесону. В основном это обработки церковных гимнов и тьенто. Второй источник – сборник «Obras de música para tecla, arpa y vihuela» («Музыкальные произведения для клавишных инструментов, арфы и виуэлы», 1578; также в виде цифровой табулатуры) – представляет собой собрание сочинений Кабесона, опубликованных посмертно его сыном, Эрнандо (1541–1602). В сборник, имеющий дидактическую направленность, включены пьесы разного уровня сложности – от двухголосных образцов для начинающих до сложных полифонических сочинений. Жанровое разнообразие отражает традиционную инструментальную практику того времени, как светскую, так и церковную: фобурдоны во всех церковных ладах, серии версетов, диференсиас (вариации) на темы популярных песен и танцев, тьенто, обработки литургических мелодий (с использованием принципа alternatim).
Стиль А. де Кабесона, с одной стороны, опирается на вокальную полифонию франко-фламандской школы, прежде всего Жоскена Депре. Это яснее всего видно в тьенто Кабесона (имитационная полифония, характер мелодики, последовательное развитие нескольких тем). Кроме того, он часто выбирал музыку Жоскена, А. Вилларта, Я. Клемента и других представителей той же школы в качестве источников для своих обработок.В то же время А. де Кабесон – непревзойдённый мастер диференсиас, написанных с применением глос – специфически испанской разновидности диминуции. Выделяются диференсиас на тему романески «Guardame las vacas» («Пригляди за моими коровами») – одной из самых популярных испанских песен 16 в. Показательны вариации на темы гальярды и паваны («Диференсиас на тему миланской гальярды», «Павана и глоса», «Итальянская павана»). По свидетельствам современников, эту танцевальную музыку Кабесон мог воспринять в Италии на балах по случаю приезда принца Филиппа. Техника работы с материалом в вариационных жанрах у Кабесона заключается в расцвечивании гармонической основы различными приёмами разработки мелодии в разных голосах.
Композиторское и исполнительское искусство А. де Кабесона оказало влияние на многих известных музыкантов, в том числе нидерландца Я. П. Свелинка, итальянцев А. де Валенте, Дж. М. Трабачи и А. Майоне, англичан Т. Таллиса и У. Бёрда.