Петров Осип Афанасьевич
Петро́в О́сип Афана́сьевич [3(15).11.1807 или 1806, Елисаветград, Херсонская губерния, Российская империя, ныне Кропивницкий, Кировоградская область, Украина – 27.2(11.3).1878, Санкт-Петербург], российский певец (бас) и педагог. Один из крупнейших русских оперных певцов.
Сын мелкого торговца. С 1826 г. работал в театральной антрепризе Д. Д. Жураховского, затем в антрепризе И. Ф. Штейна, с которой гастролировал по городам Южной России. С 1830 г. в Санкт-Петербурге, артист Большого (Каменного) театра (дебютировал в партии Зарастро в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта). Одновременно в 1830–1834 гг. брал уроки пения (у Ф. Далль’Окка, К. А. Кавоса и И. А. Рупина), фортепиано (у И. К. Гунке) и дикции. В 1835 г. познакомился с М. И. Глинкой, сочинившим специально для Петрова «Упражнения для уравнения и yсовершенствования голоса». С середины 1850-х гг. артист Театра-цирка, в 1860–1878 гг. солист Мариинского театра.
Обладал сильным голосом широкого диапазона, актёрским талантом, с одинаковым успехом исполнял героические, комические и лирические партии (всего около 130 ролей более чем в 100 операх). Некоторые роли готовил в сотрудничестве с композиторами, в частности с Глинкой и М. П. Мусоргским. Первый исполнитель партий Ивана Сусанина, Руслана [«Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила» (1842) Глинки], Мельника, Лепорелло [«Русалка» (1856), «Каменный гость» (1872) А. С. Даргомыжского], Ивана Грозного («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, 1873), Варлаама («Борис Годунов» Мусоргского, 2-я редакция, 1874) и других партий в операх русских композиторов. Первый исполнитель на русском языке партий в прославленных европейских операх: Д.-Ф.-Э. Обера («Фра-Дьяволо», 1831), Дж. Россини («Золушка», 1831, «Семирамида», 1835), В. Беллини («Сомнамбула», «Норма», обе 1837, «Пуритане», 1840), Г. Доницетти («Любовный напиток», 1841), Ф. фон Флотова («Марта», 1856), Дж. Мейербера («Гугеноты», 1862) и др. В 1835–1845 гг. постоянно выступал на сцене с А. Я. Петровой-Воробьёвой (его жена с 1837). Мусоргский посвятил ему «Трепак» (из цикла «Песни и пляски смерти»), П. И. Чайковский – кантату «Умиляя сердце человека» (на слова Н. А. Некрасова).