Батори Джейн
Батори́ Джейн (Jane Bathori; в 1908–1921 Анжель-Батори, Engel-Bathori; настоящие имя и фамилия Жанн-Мари Бертье, Jeanne-Marie Berthier) (14.6.1877, Париж – 21.1.1970, Лимейль-Бреванн, департамент Валь-де-Марн; прах захоронен в колумбарии кладбища Пер-Лашез, Париж), французская певица (меццо-сопрано, сопрано), пианистка, театральный деятель, педагог.
Биография
Родилась в Париже. С детства брала уроки фортепиано у Ортанз Паран (Hortense Parent; 1837–1929), предполагая сделать карьеру концертирующей пианистки. В 18 лет начала учиться пению у М.-Э. Брюне-Лафлёр, жены дирижёра Ш. Ламурё. В 1898 г. состоялись её первые концертные выступления в качестве певицы, в сезон 1899/1900 – оперный дебют (в партии Золушки в одноимённой опере Ж. Массне в театре Нанта). Тогда же началось её сотрудничество с тенором Пьером-Эмилем Анжелем (Pierre-Émile Engel; 1847–1927), у которого она брала уроки вокала и с которым выступала в качестве концертмейстера (в 1908–1921 – её муж). В начале 1900-х гг. они создали Прикладную школу-театр Анжеля – Батори, действовавшую до начала 1910-х гг.
С начала 1900-х гг. выступала на сценах ведущих европейских оперных театров: «Ла Скала» (где её партнёром был Э. Карузо), «Ла Монне» и др. Участвовала в мероприятиях общества «Свободная эстетика» бельгийского искусствоведа, музыкального критика Октава Мауса (1856–1919).
В 1917 г. приняла временное руководство парижским «Театром Старой голубятни» («Вьё-Коломбье»), создатель которого Ж. Копо и его труппа гастролировали в США. На протяжении двух сезонов проводила концерты и театрализованные представления с музыкой композиторов-современников: К. Дебюсси, М. Равеля, Ф. Пуленка, А. Онеггера, Э. Шабрие, Ш. Кёклена, А. Русселя, Р. Ана, Э. Сати, Ролан-Манюэля, А. Капле, И. Ф. Стравинского. Здесь были впервые представлены сочинения группы композиторов, в 1920 г. получившей название «Шестёрка».
В 1931 г. в Париже вместе с М. А. Олениной-д’Альгейм участвовала в проведении «Курса интерпретации Мусоргского».
В 1926 г. впервые побывала на гастролях в Аргентине. В 1933 г. дебютировала на сцене театра «Колон» (Консепсьон в опере «Испанский час» М. Равеля). В годы Второй мировой войны – директор музыкальной секции Французского института высшего образования в Буэнос-Айресе. Создала в Аргентине хор «Друзья искусства» (Amigos del Arte), исполняла и популяризировала сочинения аргентинских композиторов.
После войны вернулась во Францию, давала частные уроки пения, выступала и делала записи в качестве концертмейстера, читала лекции о музыке на радио и телевидении (список радиопередач с её участием см.: Emissions radiophoniques 1940–1966).
В 1957 г. приняла участие в работе жюри Международного конкурса вокалистов на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.
Кавалер Ордена Почётного легиона (1935).
Творчество
Сценический репертуар Дж. Батори: Марион («Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля), Серпина («Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези), Мари («Дочь полка» Г. Доницетти), Мими («Богема» Дж. Пуччини), заглавные партии в операх «Золушка» и «Миньон» Ж. Массне, Консепсьон («Испанский час» М. Равеля) и др.
Американская исследовательница К. Кимбелл характеризует её голос как «небольшой, но хорошо поставленный и привлекательный, с ярким звучанием, чёткой дикцией и точной интонацией» (Kimball. 2001. P. 119).
Исполняла и популяризировала вокальные сочинения М. Равеля, Г. Форе, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, Э. Сати и других современных ей композиторов; часто была первой исполнительницей, ей посвящено около 60 произведений. Критик Леон Валлас в 1914 г. предположил, что «без Мадам Батори некоторые сочинения никогда не были бы написаны: для неё, несомненно, были придуманы такие пьесы, как "Естественные истории" месье Мориса Равеля или "Рождество игрушек"...» (цит. по: Laurent. 1984. P. 231). Французская исследовательница Л. Лоран определила тип её творческой индивидуальности как «исполнитель-катализатор», т. е. «тот, кто взаимодействует с композитором… способствуя его профессиональному развитию и более широкому признанию и оценке его заслуг» (Laurent. 1984. P. 257).
Аудиозаписи
Полное собрание её сольных аудиозаписей, сделанных в 1928–1930 гг. фирмой Columbia, опубликовано лейблом MarstonRecords в 1999 г. (см.: Fonds Bathori, Jane).