Любомудры
Любому́дры, участники российского литературно-философского кружка «Общество любомудрия», созданного в конце 1823 г. в Москве. В него входили В. Ф. Одоевский (председатель), Д. В. Веневитинов (секретарь), И. В. Киреевский, А. И. Кошелёв, Н. М. Рожалин. Близки к обществу были С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов, М. П. Погодин, В. П. Титов и др. Кружок носил преимущественно философский характер. Любомудры изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов Л. Окена, Й. Гёрреса и, прежде всего, Ф. В. Шеллинга; в частности, на основе шеллингианской философии тождества предпринимались попытки создания цельной системы, приводящей «все случаи или все частные познания человека к одному началу» (Веневитинов). В области эстетики любомудры выступали против эмпиризма и «критики вкусов», доказывая необходимость «единства теории изящного» (Одоевский, Веневитинов, Шевырёв). Любомудры печатались преимущественно в журнале «Вестник Европы» и в издававшемся в 1824–1825 гг. Одоевским и В. К. Кюхельбекером альманахе «Мнемозина» (вышло 4 выпуска). Философское умонастроение сочеталось у многих любомудров с либерально-политической ориентацией, усилившейся перед восстанием 14(26) декабря 1825 г. После его подавления любомудры распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены Одоевским. В дальнейшем большинство любомудров объединились вокруг созданного ими журнала «Московский вестник» [издавался в 1827–1830; программа его была изложена в статье Веневитинова «О состоянии просвещения в России» (опубликована в 1831 под названием «Несколько мыслей в план журнала»)]. Любомудры сыграли заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства, в известной мере подготовили деятельность Н. И. Надеждина, Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского. В поэзии любомудры содействовали развитию философской лирики с характерными для неё принципами углублённого психологизма, самопознания, установкой на аллегорию, пантеистическую метафоричность.