Молчанов Иван Евстратьевич
Молча́нов Ива́н Евстра́тьевич (Евстратович, Евстафиевич, Евграфович) [9(21).3.1817, село Красное Костромского уезда Костромской губернии, ныне посёлок Красное-на-Волге, Костромская область – 19.10(1.11).1881, Владимир; похоронен на Князь-Владимирском кладбище], исполнитель и собиратель русских народных песен.
Достоверных сведений о жизни Молчанова сохранилось мало; расхождения касаются года (ранее указывался 1809 вместо 1817) и места его рождения (ошибочно относили к Ярославской губернии), а также отчества).
С 1825 г. жил в Москве, обучался у ремесленника-золотчика. Пел в хоре фабриканта П. Ф. Савинова, которым руководил П. Г. Лебедев (Кобелева. 2018. С. 622), «учитель пения полков, стоявших в Москве» (Овчинников. 2000. С. 89). В 1828 г., во время Великого поста, хор услышал М. И. Глинка, высоко оценивший голос Молчанова и записавший от него впоследствии несколько песен. По другим сведениям, встречи с Глинкой относятся к концу 1830-х гг. – времени работы над оперой «Руслан и Людмила»: «Много песен… было записано Глинкой от известного в свое время певца народных песен по прозванию "дедушки Молчанова"» [Липаев И. Москва (От нашего корреспондента) // Русская музыкальная газета. 1896. № 6. Стб. 655].
Вдыхание паров ртути при обучении привело Молчанова к заболеванию, и в 1833 г. он оставил ремесло. К этому времени относится его знакомство с Яковом Завяловым, отставным солдатом преклонного возраста, большим знатоком крестьянского, в особенности солдатского, песенного репертуара. Общение с Завяловым, от которого Молчанов воспринял немало старинных песен и наблюдений об особенностях народного исполнительства, пробудило в нём глубокий интерес к традиционной музыкальной культуре. Её изучению, освоению и популяризации он решил посвятить свою жизнь.
В 1834 г. (по другим сведениям, в марте 1832) Молчанову поручили обучение пению солдат Суздальского полка, а затем и других полков, стоявших в Москве. Имя Молчанова как исполнителя и «управляющего хорами» стало обретать известность.
В начале 1850-х гг. он создал мужской хор из военных, увольнявшихся в запас. Коллектив включал от 26 до 30 хористов, в том числе несколько мальчиков-«дишкантов», и именовался Хором петербургских (или московских, в зависимости от места гастролей) песенников под управлением Ивана Молчанова. Хор с успехом выступал в трактирах и на уличных площадках в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Курске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Костроме, Новочеркасске. Одно из первых упоминаний в печати относится к 12(24) января 1858 г.: «Объявление. Русский трактир на Крестовском острове. Хор московских песенников под управлением Ивана Молчанова» (цит. по: Грановский. 1958. С. 86). Документально подтверждены также выступления в Петербурге в Летнем саду, в парке Екатерингоф, на народных гуляниях на Адмиралтейской площади и на Марсовом поле (Кобелева. 2018. С. 623), в Москве – на садовых эстрадах в Марьиной роще, Сокольниках и на Девичьем поле (Резепин. 2016. С. 62). Хор Молчанова считается первым профессиональным (ориентированным на концертную деятельность в городской среде) крестьянским певческим коллективом.
Столкнувшись с необходимостью обучения хористов, не владевших нотной грамотой, а также регулярного пополнения хорового репертуара, Молчанов, также не знавший нот, разработал собственную методику записи мелодий («тактой и знаками»). Его графическая «мето́да» отображала общий характер движения напева, его ритмические особенности, членение текста и мелодии, главные музыкальные цезуры, динамические оттенки. Эти записи использовались Молчановым для заучивания песен, перенимаемых им в разных местностях (в Москве, Астрахани, Рязанской, Курской и других губерниях) от крестьян, ремесленников, солдат, представителей других сословий. По свидетельству В. Ф. Одоевского, в своей памяти певец хранил несколько сотен русских напевов (Кобелева. 2018. С. 623).
Некоторое представление о репертуаре хора Молчанова дают его песенники, издававшиеся с конца 1850-х гг. и содержавшие, наряду со старинными крестьянскими, современные городские и авторские образцы. Манера исполнения хора достоверно не описана. Существует мнение, что хор вовсе не был «приближен к традиционной крестьянской песне» (Малкова. 2022. С. 101). Е. В. Гиппиус, однако, считал, что хор исполнял старинные песни в «традиционном стиле крестьянского хорового многоголосного пения», а городские и армейские – в «позднем стиле» (Гиппиус Е. В. О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII — начале XIX века // Советская этнография. 1948. № 2. С. 87). Б. Б. Грановский утверждал, что Молчанов «создал школу русских народных певцов и хормейстеров, которые из поколения в поколение передавали своеобразную "молчановскую манеру" исполнения русских песен» (Грановский. 1958. С. 91).
В 1860-е гг. певец активно сотрудничал с В. Ф. Одоевским, представления которого о народной песне и особенностях русского традиционного многоголосия во многом формировались под влиянием Молчанова и его хора. В статье «Русская и так называемая общая музыка» (1867) Одоевский писал: «Мелодия и характер наших старинных песен наиболее слышатся в хорах Ивана Евстратьевича Молчанова ("русского певца"), человека весьма замечательных дарований… Пение хора этого почтенного человека должно быть предметом особого изучения со стороны всякого, желающего следить за историей и развитием нашего музыкального элемента, потому более, что все певцы этого хора поют не по нотам, а по слуху, следственно руководятся не какою-либо искусственной теорией, но внутренним чувством русского человека» (Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. Москва, 1956. С. 321).
Согласно дневниковой записи от 18 октября 1860 г., Одоевский обучал Молчанова нотной грамоте «по методе Шеве и посредством деления струны на балалайке» (имеется в виду метод Галена – Пари – Шеве). 14 марта 1863 г. в дневнике Одоевского отмечено: «После обеда пришёл Молчанов, пел, и [Рихард] Вагнер прослезился» (Кобелева. 2018. С. 624). 4 мая 1863 г. он писал: «Явился Молчанов со своим хором… с голоса двоих записал по песне, и еще несколько от Молчанова» (цит. по: Грановский. 1991. С. 180). С голоса певца Одоевский записал 20 напевов, преимущественно лирических песен (опубликованы Грановским. 1991). Среди них: «Ох, ты поле мое, поле чистое», «Ах, да уж ты молодость», «Не шуми-ко, мати зелёная дубравушка» («астраханская Стеньки Разина»), «Не шатайся, ах, ты, не валяйся» («рязанская»), «Снеги белые, пушистые».
Песня «Ах, да уж ты молодость» (лирическая) из репертуара И. Е. Молчанова (слышана от Я. Завялова). Слуховая запись В. Ф. Одоевского; ред. Е. В. Гиппиуса.В собрания П. В. Киреевского и П. В. Шейна вошли тексты песен, записанных от Молчанова (Песни, собранные П. В. Киреевским. Ч. 3. Вып. 9. Москва, 1872. С. 41): «Сказали про молодца, что не жив, не здоров», «Я поеду во Москву-город на ярманку» (Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Т. 1. Вып.1. Санкт-Петербург, 1898. С. 203, 271).
Молчанов считается автором песен: «Было дело под Полтавой», «Петербургские команды», «Ах ты ночь моя, ночь осенняя», «Со дворцом сливалась хата».