Молчанов Иван Евстратьевич
Молча́нов Ива́н Евстра́тьевич (Евстратович, Евстафиевич, Евграфович) [9(21).3.1817, село Красное Костромского уезда Костромской губернии, ныне посёлок Красное-на-Волге, Костромская область – 19.10(1.11).1881, Владимир; похоронен на Князь-Владимирском кладбище], исполнитель и собиратель русских народных песен.
Достоверных сведений о жизни Молчанова сохранилось мало; расхождения касаются года (ранее указывался 1809 вместо 1817) и места его рождения (ошибочно относили к Ярославской губернии), а также отчества).
С 1825 г. жил в Москве, обучался у ремесленника-золотчика. Пел в хоре фабриканта П. Ф. Савинова, которым руководил П. Г. Лебедев (Кобелева. 2018. С. 622), «учитель пения полков, стоявших в Москве» (Овчинников. 2000. С. 89). В 1828 г., во время Великого поста, хор услышал М. И. Глинка, высоко оценивший голос Молчанова и записавший от него впоследствии несколько песен. По другим сведениям, встречи с Глинкой относятся к концу 1830-х гг. – времени работы над оперой «Руслан и Людмила»: «Много песен… было записано Глинкой от известного в свое время певца народных песен по прозванию "дедушки Молчанова"» [Липаев И. Москва (От нашего корреспондента) // Русская музыкальная газета. 1896. № 6. Стб. 655].
Вдыхание паров ртути при обучении привело Молчанова к заболеванию, и в 1833 г. он оставил ремесло. К этому времени относится его знакомство с Яковом Завяловым, отставным солдатом преклонного возраста, большим знатоком крестьянского, в особенности солдатского, песенного репертуара. Общение с Завяловым, от которого Молчанов воспринял немало старинных песен и наблюдений об особенностях народного исполнительства, пробудило в нём глубокий интерес к традиционной музыкальной культуре. Её изучению, освоению и популяризации он решил посвятить свою жизнь.
В 1834 г. (по другим сведениям, в марте 1832) Молчанову поручили обучение пению солдат Суздальского полка, а затем и других полков, стоявших в Москве. Имя Молчанова как исполнителя и «управляющего хорами» стало обретать известность.
В начале 1850-х гг. он создал мужской хор из военных, увольнявшихся в запас. Коллектив включал от 26 до 30 хористов, в том числе несколько мальчиков-«дишкантов», и именовался Хором петербургских (или московских, в зависимости от места гастролей) песенников под управлением Ивана Молчанова. Хор с успехом выступал в трактирах и на уличных площадках в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Курске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Костроме, Новочеркасске. Одно из первых упоминаний в печати относится к 12(24) января 1858 г.: «Объявление. Русский трактир на Крестовском острове. Хор московских песенников под управлением Ивана Молчанова» (цит. по: Грановский. 1958. С. 86). Документально подтверждены также выступления в Петербурге в Летнем саду, в парке Екатерингоф, на народных гуляниях на Адмиралтейской площади и на Марсовом поле (Кобелева. 2018. С. 623), в Москве – на садовых эстрадах в Марьиной роще, Сокольниках и на Девичьем поле (Резепин. 2016. С. 62). Хор Молчанова считается первым профессиональным (ориентированным на концертную деятельность в городской среде) крестьянским певческим коллективом.
Столкнувшись с необходимостью обучения хористов, не владевших нотной грамотой, а также регулярного пополнения хорового репертуара, Молчанов, также не знавший нот, разработал собственную методику записи мелодий («тактой и знаками»). Его графическая «мето́да» отображала общий характер движения напева, его ритмические особенности, членение текста и мелодии, главные музыкальные цезуры, динамические оттенки. Эти записи использовались Молчановым для заучивания песен, перенимаемых им в разных местностях (в Москве, Астрахани, Рязанской, Курской и других губерниях) от крестьян, ремесленников, солдат, представителей других сословий. По свидетельству В. Ф. Одоевского, в своей памяти певец хранил несколько сотен русских напевов (Кобелева. 2018. С. 623).
Некоторое представление о репертуаре хора Молчанова дают его песенники, издававшиеся с конца 1850-х гг. и содержавшие, наряду со старинными крестьянскими, современные городские и авторские образцы. Манера исполнения хора достоверно не описана. Существует мнение, что хор вовсе не был «приближен к традиционной крестьянской песне» (Малкова. 2022. С. 101). Е. В. Гиппиус, однако, считал, что хор исполнял старинные песни в «традиционном стиле крестьянского хорового многоголосного пения», а городские и армейские – в «позднем стиле» (Гиппиус Е. В. О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII — начале XIX века // Советская этнография. 1948. № 2. С. 87). Б. Б. Грановский утверждал, что Молчанов «создал школу русских народных певцов и хормейстеров, которые из поколения в поколение передавали своеобразную "молчановскую манеру" исполнения русских песен» (Грановский. 1958. С. 91).
В 1860-е гг. певец активно сотрудничал с В. Ф. Одоевским, представления которого о народной песне и особенностях русского традиционного многоголосия во многом формировались под влиянием Молчанова и его хора. В статье «Русская и так называемая общая музыка» (1867) Одоевский писал: «Мелодия и характер наших старинных песен наиболее слышатся в хорах Ивана Евстратьевича Молчанова ("русского певца"), человека весьма замечательных дарований… Пение хора этого почтенного человека должно быть предметом особого изучения со стороны всякого, желающего следить за историей и развитием нашего музыкального элемента, потому более, что все певцы этого хора поют не по нотам, а по слуху, следственно руководятся не какою-либо искусственной теорией, но внутренним чувством русского человека» (Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. Москва, 1956. С. 321).
Согласно дневниковой записи от 18 октября 1860 г., Одоевский обучал Молчанова нотной грамоте «по методе Шеве и посредством деления струны на балалайке» (имеется в виду метод Галена – Пари – Шеве). 14 марта 1863 г. в дневнике Одоевского отмечено: «После обеда пришёл Молчанов, пел, и [Рихард] Вагнер прослезился» (Кобелева. 2018. С. 624). 4 мая 1863 г. он писал: «Явился Молчанов со своим хором… с голоса двоих записал по песне, и еще несколько от Молчанова» (цит. по: Грановский. 1991. С. 180). С голоса певца Одоевский записал 20 напевов, преимущественно лирических песен (опубликованы Грановским. 1991). Среди них: «Ох, ты поле мое, поле чистое», «Ах, да уж ты молодость», «Не шуми-ко, мати зелёная дубравушка» («астраханская Стеньки Разина»), «Не шатайся, ах, ты, не валяйся» («рязанская»), «Снеги белые, пушистые».
В собрания П. В. Киреевского и П. В. Шейна вошли тексты песен, записанных от Молчанова (Песни, собранные П. В. Киреевским. Ч. 3. Вып. 9. Москва, 1872. С. 41): «Сказали про молодца, что не жив, не здоров», «Я поеду во Москву-город на ярманку» (Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Т. 1. Вып.1. Санкт-Петербург, 1898. С. 203, 271).
Молчанов считается автором песен: «Было дело под Полтавой», «Петербургские команды», «Ах ты ночь моя, ночь осенняя», «Со дворцом сливалась хата».