Белинский Виссарион Григорьевич
Бели́нский Виссарио́н Григо́рьевич (при рождении Виссарион Григорьевич Белынский) [30.5(11.6).1811, крепость Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия – 26.5(7.6).1848, Санкт-Петербург; похоронен на Волковом кладбище, ныне Волковское].
Биография
Родился в семье врача Григория Никифоровича Белынского, выслужившего дворянство в 1830 г. Дед по отцу был священником. «Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и площадно <…> Я в семействе был чужой» (Из письма к В. П. Боткину, 16–21 апреля 1840 // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Москва, 1956. Т. 11. С. 512).
С 1816 г. жил с семьёй в г. Чембар (ныне Белинский) Пензенской губернии. Начальное образование получил дома, затем в Чембарском уездном училище (1822–1824) и Пензенской гимназии (1825–1828). Учился неровно, пропускал много уроков, остался на второй год в третьем классе гимназии, бросил её в середине учебного года.
В 1829–1832 гг. учился на словесном отделении Московского университета. При поступлении изменил одну букву фамилии, считая такой вариант более благозвучным. Все три учебных года оставался на первом курсе из-за неуспеваемости, подолгу болел (в 1832 четыре месяца пролежал в больнице), отрицательно характеризовался университетским начальством. Участвовал в студенческом кружке «Литературное общество 11-го нумера» (в этом номере общежития проживал Белинский). В 1830 г. написал «драматическую повесть» антикрепостнической направленности «Дмитрий Калинин», читал её товарищам и в январе 1831 г. пытался издать, но Московский цензурный комитет наложил запрет. В сентябре 1832 г. был отчислен из университета «по слабому здоровью» (цит. по: Оксман. 1958. С. 51).
27 мая (8 июня) 1831 г. в московском журнале «Листок» вышла первая публикация Белинского – стихотворение «Русская быль». 10(22) июня 1831 г. там же была напечатана его первая статья – рецензия на анонимную брошюру «О Борисе Годунове, сочинении Александра Пушкина. Разговор…».
В 1833–1836 гг. сотрудничал в изданиях Н. И. Надеждина – журнале «Телескоп» и газете «Молва»; помещал в них переводы с французского и рецензии, неофициально исполнял обязанности редактора. В газете «Молва» напечатана первая крупная статья Белинского, принёсшая ему известность, – «Литературные мечтания (Элегия в прозе)» (1834).
С сентября 1833 г. входил в кружок Н. В. Станкевича, где познакомился с философией Ф. В. Шеллинга; в 1836 г. изучал И. Г. Фихте под руководством М. А. Бакунина, позднее увлёкся Г. В. Гегелем. После закрытия «Телескопа» и ссылки Надеждина за публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева (октябрь 1836) печатался в журнале «Московский наблюдатель» (1838–1839), неофициально его редактировал (издание вскоре прекратилось из-за недостатка подписчиков).
В 1837–1840 гг. проповедовал «примирение с действительностью» (выражение из гегелевской «Философии права»), доказывая «разумность» всего существующего, в том числе самодержавия, прославлял царствующую династию. Это умонастроение отразилось в статьях «Бородинская годовщина. В. Жуковского…» (1839), «Очерки Бородинского сражения… Ф. Глинки» (1839), «Менцель, критик Гёте» (1840), «Горе от ума. Соч. А. С. Грибоедова…» (1840) и др. Осенью 1840 г., преодолев внутренний конфликт, отрёкся от «примиренческих» идей и недавно написанных статей: «Проклинаю моё гнусное стремление к примирению с гнусною действительностию!» (В. П. Боткину, 4 октября 1840 // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 11. С. 556).
С октября 1839 г. постоянно жил в Петербурге. В 1839–1846 гг. вёл отдел критики в «Отечественных записках» А. А. Краевского, участвовал в его же «Литературной газете»; составлял ежегодные обозрения русской литературы; в 1843–1846 гг. работал над большим циклом «Сочинения Александра Пушкина» (11 статей).
12(24) ноября 1843 г. женился на дочери священника, выпускнице московского Александровского института – Марии Васильевне Орловой (1812–1890). От этого брака родились трое детей (двое умерли в первые месяцы жизни): Ольга (по мужу Бенсис, 1845–1902), Владимир (1846–1847), Вера (1848–1849).
В 1846 г. прекратил сотрудничество с Краевским и перешёл в обновлённый «Современник». Первый номер журнала (от 1 января 1847) вышел с программной статьёй Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года». Участвовал в изданиях Н. А. Некрасова «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846), сыгравших свою роль в популяризации натуральной школы.
С мая по сентябрь 1847 г. лечился от туберкулёза за границей, побывал в Германии, Бельгии и Франции, где регулярно общался с М. А. Бакуниным, А. И. Герценом, П. В. Анненковым, И. С. Тургеневым, Н. И. Сазоновым. В силезском Зальцбрунне (ныне Щавно-Здруй, Польша) было написано его письмо к Гоголю от 15 июля (н. с.) 1847 г. В последние месяцы жизни тяжело болел.
Литературная деятельность
В историю русской литературы Белинский вошёл как писатель-журналист, высоко поднявший авторитет литературной критики. «На его статьях воспитывалась вся учащаяся молодёжь. Он образовал эстетический вкус публики, он придал силу мысли» [Герцен А. И. О развитии революционных идей в России (1851) // Герцен А. И. Собрание сочинений. Москва, 1956. Т. 7. С. 237]. Особенность критики Белинского – анализ произведений в историко-литературном контексте, выявление закономерностей и взаимосвязей «органического» развития литературы. Для больших статей критика типичны пространные экспозиции, отступления от основной темы, экскурсы в теорию литературы и философию. «Все лучшие мои статьи нисколько не обдуманы, это импровизации, садясь за них, я не знал, что я буду писать» (В. П. Боткину, 28 февраля 1847 // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 12. С. 339).
Страстный поклонник сцены, Белинский много писал о театре («Литературные мечтания», 1834; «И моё мнение об игре г. Каратыгина», 1835; «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», 1838; «<Некролог П. С. Мочалова>», 1848 и др.), в 1840–1845 гг. публиковал обзоры под рубриками «Александринский театр» и «Русский театр в Петербурге». Помимо крупных статей, написал свыше тысячи малых рецензий. Вместе с ежегодными обозрениями они составляют обширный материал по истории русской литературы и театра 1830–1840-х гг.
Эпизодически выступал в других жанрах: кроме юношеской драмы «Дмитрий Калинин», написал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» (поставлена в бенефис М. С. Щепкина в январе 1839); памфлет «Педант. Литературный тип» (1842), направленный против С. П. Шевырева, памфлет в форме рецензии «Тарантас… графа В. А. Соллогуба» (1845), с намёком на И. В. Киреевского; очерк «Петербург и Москва» (1844). В последнем отражены исторически ценные наблюдения Белинского, долго жившего в обеих столицах. Издал за свой счёт «Основания русской грамматики, для первоначального обучения» (1837).
Под влиянием философии немецкого идеализма Белинский глубоко усвоил понятие «идея» – важнейшее в его критическом инструментарии. «Жизнь всего живущего составляет идея: в чём нет идеи, то не живёт» (Общий взгляд на народную поэзию и её значение. Русская народная поэзия // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. С. 654). Отсюда его пристрастие к философской терминологии («абсолют», «идеал», «объективность», «субъективность», «субстанциальный», «имманентный», «социальность», «пафос» и др.), устойчивый интерес к эстетике и теории литературы, в том числе критики, «могущество» которой он сознавал: «…пока ещё только в искусстве и литературе, а следовательно, в эстетической и литературной критике, выражается интеллектуальное сознание нашего общества» (Речь о критике… А. Никитенко... // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 6. С. 272). По определению Белинского, критика «есть движущаяся эстетика» («О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя"», 1836 // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 2. С. 123).
Идеалистический понятийный аппарат парадоксально сочетался у Белинского с тягой «к действительности, реальности, истине» (Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 10. С. 315 ). Начиная с ранних статей и до конца жизни Белинский пропагандировал «реальную поэзию», «поэзию действительности», которая «не пересоздаёт жизнь, но воспроизводит, воссоздаёт её…» [О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 267]. «Мы должны требовать от искусства, чтобы оно показывало нам действительность, как она есть…» (Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 4. С. 237). Термин «реализм» Белинский не использовал (тот вошёл в употребление позже) и определял его признаки эмпирически: «верность действительности», «совершенная истина жизни», «воспроизведение действительности во всей её истине» и т. п.; с 1846 г. пользовался термином «натуральная школа» (впервые употреблён Ф. В. Булгариным) и стал идеологом этой школы, провозгласив её ведущим направлением русской литературы (Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 10. С. 287). К писателям «натуральной школы» он причислял Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, Д. В. Григоровича, И. И. Панаева, Я. П. Буткова, В. И. Даля и др., а её «основателем» считал Гоголя (общее место в критике 1840-х): «…натуральная школа действительно произошла от Гоголя, и без него её не было бы…» (Ответ «Москвитянину» // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 10. С. 243). С реализмом было связано и представление Белинского о народности искусства: «…наша народность состоит в верности изображения картин русской жизни» (Литературные мечтания // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 94). «Народными» писателями он признавал И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова.
Основное внимание Белинский уделял русской литературе 1-й половины 19 в., настойчиво проводя убеждение, что литература, как «сознание народа», началась в России «только с Пушкина» (Русская литература в 1840 году // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 4. С. 423–424). Литературу 18 в. недооценивал, отводя ей лишь историческую роль (так же как и древнерусской литературе), хотя признавал заслуги А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина («Сочинения Державина», 1843; «Кантемир», 1845; и др.).
Центральное место в критическом наследии Белинского занимает цикл «Сочинения Александра Пушкина» (1843–1846), первый в истории литературы опыт целостного анализа творчества поэта. Феномен Пушкина критик рассматривал в свете концепции «органического», последовательного развития литературы: «…как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. С. 106). В Пушкине он видел гармоническую, цельную натуру, «художника по преимуществу», развивавшего в людях «чувство изящного и чувство гуманности» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. С. 579). Импонировал критику и реализм Пушкина: «Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью…» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. С. 339). Там же «Евгений Онегин» назван «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. С. 503). Пушкинскую прозу Белинский оценивал намного ниже – «Повести Белкина», по его мнению, «были недостойны ни таланта, ни имени Пушкина» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. С. 577).
Сопоставляя Пушкина и Лермонтова, подчёркивал их несходство (хотя признавал, что «без "Онегина" был бы невозможен "Герой нашего времени"») и особенно дорожил критическим отношением Лермонтова к действительности: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...» (Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 4. С. 503). Прозу Лермонтова критик считал равноценной его стихам, но в романе «Герой нашего времени» не находил того «единства поэтической идеи», которое отличает роман «Евгений Онегин» (Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 4. С. 267).
Столь же высоко, как Пушкина и Лермонтова, критик ставил Гоголя, ценя в нём «поэта жизни действительной» (О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 284), «поэта социального», «в духе времени» (Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 6. С. 259). «Ревизора» он считал образцовой русской комедией, а «Мёртвые души» сразу признал вершиной творчества Гоголя. «…В "Мёртвых душах" он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом…» (Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н. Гоголя // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 6. С. 218–219). Строже судил Белинский о поэме «Мёртвые души» в полемике с К. С. Аксаковым, оспаривая его мнение о сходстве поэмы Гоголя с поэмами Гомера: «В "Илиаде" жизнь возведена на апофеозу: в "Мёртвых душах" она разлагается и отрицается…» (Несколько слов о поэме Гоголя… // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 6. С. 255). В ходе той же дискуссии Белинский остро ставил проблему жанра «Мёртвых душ», как произведения незавершённого: «…мы ещё не понимаем ясно, почему Гоголь назвал "поэмою" своё произведение, <…> великая ошибка для художника писать поэму, которая может быть возможна в будущем» (Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мёртвые души» // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 6. С. 420).
Большим разочарованием для Белинского стало появление книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), в которой отчётливо сказались его консервативные убеждения и амбиции проповедника. Критик назвал эту книгу «падением» (Письмо к Н. В. Гоголю от 15 июля 1847 // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 10. С. 77), «гнусной» (Письмо к В. П. Боткину, 28 февраля 1847 // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 12. С. 340) и «зловредной» (Письмо к Н. В. Гоголю от 15 июля 1847 // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 10. С. 218) книгой, а её автора «поборником обскурантизма и мракобесия» (там же. С. 214).
Реалистические вкусы Белинского ограничивали его критический диапазон и неизбежно вели к упрощениям в интерпретации таких сложных художественных явлений, как Гоголь и Достоевский. Так, он восхищался дебютной повестью Достоевского «Бедные люди» (1846), но неодобрительно отозвался о его следующих произведениях («Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка»), усмотрев в них отход от принципов натуральной школы – «фантастический колорит», вычурность, манерность и непонятность. «Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишённых, а не в литературе <…> В искусстве не должно быть ничего тёмного и непонятного…» (Взгляд на русскую литературу 1846 года // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 10. С. 41–42). Впоследствии Белинский потерял интерес к Достоевскому и прекратил с ним личные отношения: «…каждое его новое произведение – новое падение. <…> Надулись же мы, друг мой, с Достоевским-гением!» (Письмо к П. В. Анненкову от 15 февраля 1848 // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 12. С. 467). Несмотря на ошибки вкуса и поспешность некоторых выводов, идеи и оценки Белинского оказали поддержку раннему реализму, получили развитие в «Эстетических отношениях искусства к действительности» (1855) Н. Г. Чернышевского, в критике 2-й половины 19 в. и советской эстетике.
Как публицист Белинский не мог реализовать себя в легальной печати из-за строгих цензурных ограничений, но всегда стремился выйти за рамки эстетической критики. «В наше время искусство и литература больше чем когда-либо прежде сделались выражением общественных вопросов…» (Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 10. С. 306). Темы, вызывавшие широкий общественный интерес, преимущественно исторические, поднимались им в полемике со славянофилами, где он проявил себя как апологет реформ Петра I и европейского пути России, заслужив репутацию западника («Русская литература в 1844 году», «Тарантас… графа В. А. Соллогуба», «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Московский литературный и ученый сборник на 1847 год», «Ответ "Москвитянину"» и др.). Универсализм журналистики Белинского предвосхитил основные черты публицистической критики 1850–1860-х гг.
Талант Белинского-публициста раскрылся в письме к Гоголю [от 15 (н. с.) июля 1847, из Зальцбрунна], сочетающем элементы частного и открытого письма. Здесь он подверг уничтожающей критике книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», обозначив свои принципиальные расхождения с Гоголем во взглядах на религию и церковь, крепостное право, народное образование, цензуру, отношения писателя с властью. Белинский изображал Россию страной, в которой «нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей», отрицал религиозность русского народа («это по натуре глубоко атеистический народ»), резко негативно характеризовал русское духовенство, но с пиететом отзывался о Христе – провозвестнике «свободы, равенства и братства». Он убеждал писателя, что России «нужны не проповеди <…> а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства» и реформы – в первую очередь отмена крепостного права и телесных наказаний (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т.10. С. 212–220). По смерти Белинского письмо к Гоголю распространялось в списках, заслужив высокую оценку в либеральных и радикальных кругах (отзывы А. И. Герцена, П. В. Анненкова, И. С. Тургенева, С. А. Венгерова, В. И. Ленина и др.). За чтение письма Белинского в кружке М. В. Петрашевского [15(27) апреля 1849] Ф. М. Достоевский был приговорён к четырём годам каторги и солдатской службе; за распространение письма понесли наказание и другие члены кружка. Впервые письмо к Гоголю было опубликовано Герценом (по неточному списку) в первом выпуске альманаха «Полярная звезда» (Лондон, 1855).
Мировоззренческие и общественно-политические взгляды Белинского формировались на протяжении всей жизни и колебались в широких пределах – от консерватизма, философского идеализма и евангельского христианства до либерализма, социализма и атеизма (наиболее резкие перемены отражены в его письмах начала 1840-х). «Изменчивость» Белинского отмечали многие его современники и позднейшие историки русской мысли (Ю. Ф. Самарин, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, К. А. Полевой, С. С. Дудышкин, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, М. П. Погодин, Ю. И. Айхенвальд и др.), однако не отказывали ему в искренности.
Историческая память
Именем Белинского названы город в Пензенской области, железнодорожная станция в г. Каменка Пензенской области, мыс, река и посёлок на о. Сахалин, улицы во многих городах России, а также за рубежом, кратер на Меркурии (1985) и астероид (1988). С 2019 г. имя Белинского носит аэропорт Пензы.
В Пензе установлены памятники Белинскому (1954; скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Л. М. Поляков; 1994, скульптор Н. А. Матвеев) и 2 бюста (1948; скульптор Е. А. Кочуашвили; 1981; скульптор Н. А. Теплов), в г. Белинский – бюст (1957; скульптор Е. В. Вучетич, архитектор В. А. Артамонов), памятник молодому Белинскому (1958, 1965; скульптор Г. И. Малов), скульптура «Белинский-гимназист» (1971; скульптор Г. И. Малов). О жизни критика снят художественный фильм «Белинский» (1951, премьера 1953, режиссёр Г. М. Козинцев, в главной роли С. И. Курилов).
Действует литературно-мемориальный Музей-усадьба Белинского в г. Белинский (с 1938).