#Русские литературные критики 19 века
Русские литературные критики 19 века
Тег

Русские литературные критики 19 века

Русские литературные критики 19 века
Найденo 17 статей
Литераторы
Мельгунов Николай Александрович
Мельгуно́в Никола́й Алекса́ндрович (1804–1867), русский писатель, музыкальный критик, композитор. Член литературно-философского кружка любомудров; участвовал в создании журнала «Московский наблюдатель». С середины 1840-х гг. разрабатывал теорию, направленную на примирение западников и славянофилов, которая нашла отражение в его публицистических очерках: «Народная одежда и европейская мода» (1847), «Несколько слов о Москве и Петербурге» (1847). В статье «Глинка и его музыкальные сочинения» (создана в 1836, опубликована в 1874) предсказал его роль основоположника русской композиторской школы. Поддерживал идею учреждения консерватории в России. Автор сборника «Рассказы о былом и небывалом» (тома 1–2, 1834), в который вошли «страшные» повести в духе романтизма, путевых заметок, литературно-критических статей и других сочинений.
Николай Мельгунов
Литераторы
Белинский Виссарион Григорьевич
Бели́нский Виссарио́н Григо́рьевич (1811–1848), русский литературный критик, теоретик литературы и публицист. Дал критическую оценку многим произведениям отечественной литературы 18–19 вв., способствовал литературной славе А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова. Заложил теоретические основы эстетики русского реализма. Оказал значительное влияние на критику 19 в. Главные сочинения: «Литературные мечтания (Элегия в прозе)» (1834), «О русской повести и повестях г. Гоголя ("Арабески" и "Миргород")» (1835), «О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя"» (1836), «Бородинская годовщина. В. Жуковского…» (1839), «Очерки Бородинского сражения… Ф. Глинки» (1839), «Горе от ума. Соч. А. С. Грибоедова…» (1840), «Герой нашего времени, сочинение М. Лермонтова…» (1840), «Стихотворения М. Лермонтова…» (1841), «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н. Гоголя» (1842), «Речь о критике… А. Никитенко…» (1842), «Сочинения Александра Пушкина» (1843–1846), «Петербург и Москва» (1844), «Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя…» (1847), Письмо к Гоголю [15 июля (н. с.) 1847, из Зальцбрунна], «Ответ "Москвитянину"» (1847).
Виссарион Белинский
Литераторы
Одоевский Владимир Фёдорович
Одо́евский Влади́мир Фёдорович (1804–1869), российский государственный и общественный деятель, писатель, литературный критик, музыковед; князь; тайный советник (1858), гофмейстер (1858). Председатель литературно-философского «Общества любомудрия» (1823–1825). Один из ведущих русских прозаиков 1830-х – начала 1840-х гг., автор романтических повестей, отличающихся преобладанием философской проблематики. Итоговое литературное произведение – «Русские ночи» (1844), философский роман в повестях, построенный как беседа между романтиком-шеллингианцем, двумя прагматически мыслящими людьми и «русским Фаустом» (наиболее близкий автору тип учёного); ставит вопросы о характере и перспективах современной цивилизации, о трагическом разрыве бытия и сознания, заполняемом новейшими учениями с их иллюзорным систематизмом. Стоял у истоков российского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Писал музыкальные сочинения для органа, камерного ансамбля, фортепиано, романсы и др.
Пётр Борель. Портрет Владимира Одоевского. 1864–1865
Общественные деятели
Михайловский Николай Константинович
Михайло́вский Никола́й Константи́нович (1842–1904), российский публицист, литературный критик, социолог, один из идеологов народничества. Дворянин. Учился в Институте Корпуса горных инженеров в Санкт-Петербурге (1856–1862), накануне выпуска был вынужден уйти из института из-за участия в студенческих беспорядках. Публиковался в журналах «Отечественные записки» (1868–1884; с 1877 один из его редакторов), «Русская мысль» и «Северный вестник», газете «Русские ведомости». В 1893–1903 гг. ведущий редактор журнала «Русское богатство». Поддерживал контакты с партией «Народная воля». Некоторые его идеи были использованы теоретиками партии эсеров.
История
Литераторы
Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Кюхельбе́кер Вильге́льм Ка́рлович (1797–1846), русский писатель, критик. Учился в Царскосельском лицее (1811–1817), где его ближайшими друзьями стали А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. Член Вольного общества любителей российской словесности (с 1819) и Северного общества (с 1825). Участвовал в восстании декабристов 14 (26) декабря 1825 г. Осуждён по 1-му разряду (смертная казнь заменена на 15 лет одиночного заключения и пожизненную ссылку в Сибирь); с 1836 г. на поселении в Сибири. В заключении и ссылке вёл «Дневник» (опубликован с купюрами в 1929, полностью в 1979). В поэмах и драмах ссыльного периода преобладала религиозно-философская проблематика (поэма «Агасвер», 1832–1846, опубликована в 1878). Крупнейшее драматическое произведение Кюхельбекера – мистерия «Ижорский» (1835, 1939), итог размышлений писателя о романтическом герое; той же теме посвящена повесть «Последний Колонна» (1832–1845, опубликована в 1937). Бóльшая часть сочинений, созданных после 1825 г., собрана и издана Ю. Н. Тыняновым.
Николай Бестужев. Портрет Вильгельма Кюхельбекера
Литераторы
Чернышевский Николай Гаврилович
Черныше́вский Никола́й Гаври́лович (1828–1889), русский писатель, литературный критик, публицист, социалист, один из лидеров радикального направления общественной мысли. Испытал влияние идей Д. Рикардо, Ш. Фурье, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, А. И. Герцена. В диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) утверждал, что «прекрасное есть жизнь» и что искусство ниже действительности, которую оно изображает. Свои эстетические взгляды отразил и в литературной критике («Очерки гоголевского периода русской литературы», 1855–1856, и др.). Главное сочинение – роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863; отдельное издание – 1867) – изображает «новых людей», совершающих самоотверженные и благородные поступки для своей же, как они утверждают, пользы, и «особенного человека» – идеального и аскетично­го профессионального революционера. Роман оказал влияние на творчество С. М. Степняка-Кравчинского, В. В. Берви-Флеровского и др.
Литература
Литераторы
Алмазов Борис Николаевич
Алма́зов Бори́с Никола́евич (1827–1876), русский критик, поэт, переводчик. В середине 1950-х гг. входил в кружок «молодой редакции» «Москвитянина». С 1865 г. член Общества любителей российской словесности. С середины 1850-х гг. преимущественно как поэт сотрудничал в «Библиотеке для чтения» (1857), «Московских ведомостях» (1858), «Русском вестнике» (1861–1876), «Искре» (1861–1862; эпизодически), «Заре» (1870–1871) и других периодических изданиях. Среди произведений: фельетоны, стихотворения, повести. Алмазову принадлежит первый русский перевод «Песни о Роланде» (1869).
Борис Алмазов
Литераторы
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережко́вский Дми́трий Серге́евич (1865–1941), русский писатель, литературный критик, публицист, религиозный мыслитель, переводчик. Один из основоположников русского символизма. Среди наиболее значимых произведений: поэтический сборник «Символы (Песни и поэмы)» (1892); сборник литературно-критических эссе «Вечные спутники: портреты из всемирной литературы» (1896); романы «Смерть Богов. Юлиан Отступник» (1896), «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи» (1901), «Антихрист. Пётр и Алексей» (1905); религиозно-философские сочинения («Тайна Трёх: Египет и Вавилон», 1925, и др.).
Дмитрий Мережковский. 1902. Фото: М. П. Дмитриев
Литераторы
Лесков Николай Семёнович
Леско́в Никола́й Семёнович (1831–1895), русский писатель, публицист, литературный критик. В 1847–1849 гг. служил в Орловской палате уголовного суда; в 1850–1857 гг. занимал различные должности в Киевской казённой палате. С 1862 г. постоянный сотрудник либеральной газеты «Северная пчела»; в своей публицистике выступал приверженцем постепенных, эволюционных перемен, критикуя революционные идеи литераторов журнала «Современник» и считая вредными для общества антиправительственные настроения радикально-демократической интеллигенции. С 1874 г. входил в Учёный комитет Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа. Творчество Лескова представляет собой сплав различных стилевых и жанровых традиций: очерка, бытового и литературного анекдота, мемуарной литературы, низовой лубочной словесности, церковной книжности, романтической поэмы и повести, авантюрного и нравоописательного романов. Среди известных произведений: романы «Некуда» (1864), «Обойдённые» (1865), «Островитяне» (1866), «Старые годы в селе Плодомасове» (1869), «Соборяне» (1872), повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Очарованный странник» (1873).
Николай Лесков. Ок. 1892
1
2