Прони Гаспар де
Прони́ Гаспа́р де, Гаспар Клер Франсуа Мари Риш, барон де Прони (Gaspard Clair François Marie Riche, baron de Prony) (22.7.1755, Шамле – 29.7.1839, Аньер-сюр-Сен), французский математик и инженер-гидравлик. Член Парижской академии наук (1795), иностранный член Лондонского королевского общества (1818).
В 1776–1780 гг. обучался в Париже в Национальной школе мостов и дорог, где изучал инженерное дело. Был лучшим студентом. Проработал три года в различных регионах Франции. В 1783 г. вернулся в Национальную школу мостов и дорог и опубликовал свою первую научную работу в Академии наук. В 1785 г. отправился в Англию для измерения взаимного расположения Гринвичской и Парижской обсерваторий. Принимал участие в проектировании моста Людовика XVI (ныне мост Согласия). В 1787 г. был назначен инспектором, а в 1791 г. – главным инженером Национальной школы мостов и дорог. В 1794 г. Г. Монж и Л. Карно организовали Центральную школу государственных работ, которая через год была переименована в Политехническую школу. Г. де Прони был одним из основных лекторов этой школы. В 1798 г. отказался присоединиться к армии Наполеона для вторжения в Египет и был назначен директором Национальной школы мостов и дорог. После поражения Наполеона в 1815 г. потерял должность профессора, так как Политехническая школа была закрыта. После возобновления занятий в 1816 г. приглашен в Политехническую школу на должность экзаменатора.
В 1791 г. занимался исследованиями в области геометрии вместе с П.-С. Жираром. В 1792 г. приступил к созданию логарифмических и тригонометрических таблиц для Кадастра. Были привлечены несколько ведущих математиков, таких как А.-М. Лежандр, Л. Карно и др., и около 80 помощников. Таблицы были рассчитаны с точностью от 14 до 29 знаков после запятой; колоссальная работа была закончена в 1801 г. В 1810–1811 гг. опубликовал лекции, которые читал в Политехнической школе: «Leçons de Mécanique Analytique» («Уроки по аналитической механике») и «Sommaire des Leçons du Cours de Mécanique» («Краткое содержание уроков по курсу механики»). Одно из наиболее важных научных открытий – тормоз Прони, изобретённый в 1821 г. для измерения производительности машин. Последние годы своей карьеры посвятил сфере образования, неудачно пытался реформировать преподавание математики, выступал против О. Л. Коши, который стремился к чистой математике.