Тег

Музыковеды 19 века

Музыковеды 19 века
Найденo 12 статей
Вячеслав Гаврилович Каратыгин
МузыковедыМузыковеды
Каратыгин Вячеслав Гаврилович
Караты́гин Вячесла́в Гаври́лович (1875–1925), российский музыковед, музыкальный критик, композитор. Один из крупнейших представителей русской музыкально-критической мысли начала 20 в. С 1906 г. выступал в качестве музыкального критика в газете «Товарищ», журналах «Золотое Руно», «Весы», «Ежегодник императорских театров» (1909–1914), «Аполлон» (1909–1914), «Театр и искусство» (1909–1915, под псевдонимом Черногорский), «Северные записки» (1913–1916), «Музыкальный современник» и др. Пропагандировал творчество А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, М. О. Штейнберга, К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, А. Шёнберга и др. Подготовил к печати неизданные произведения М. П. Мусоргского, в том числе отрывки из опер «Саламбо» и «Сорочинская ярмарка». Автор труда «Учение об основных элементах музыки» (1925, не окончено). Как композитор сотрудничал с театром В. Ф. Комиссаржевской и другими драматическими театрами. Автор музыкально-театральных, фортепианных сочинений, романсов, обработок народных песен.
Музыканты
Танеев Сергей Иванович
Тане́ев Серге́й Ива́нович (1856–1915), российский композитор, пианист, теоретик музыки, педагог, общественный деятель. Один из крупнейших композиторов конца 19 – начала 20 вв.; его творчество в целом представляет умеренную ветвь позднего романтизма со значительной долей классицистских тенденций. Среди сочинений: кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884) и «По прочтении псалма» (впервые исполнена в 1915), опера «Орестея» (по Эсхилу; 1895, Мариинский театр), инструментальная музыка – 4 симфонии, камерные ансамбли (в том числе струнные квартеты, Фортепианный квартет E-dur op. 20, Фортепианный квинтет g-moll op. 30), хоры а капелла, романсы. Фундаментальный труд Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма» (издан в 1909) – один из основополагающих в мировой музыкальной науке 20 в.
Сергей Иванович Танеев
Литераторы
Одоевский Владимир Фёдорович
Одо́евский Влади́мир Фёдорович (1804–1869), российский государственный и общественный деятель, писатель, литературный критик, музыковед; князь; тайный советник (1858), гофмейстер (1858). Председатель литературно-философского «Общества любомудрия» (1823–1825). Один из ведущих русских прозаиков 1830-х – начала 1840-х гг., автор романтических повестей, отличающихся преобладанием философской проблематики. Итоговое литературное произведение – «Русские ночи» (1844), философский роман в повестях, построенный как беседа между романтиком-шеллингианцем, двумя прагматически мыслящими людьми и «русским Фаустом» (наиболее близкий автору тип учёного); ставит вопросы о характере и перспективах современной цивилизации, о трагическом разрыве бытия и сознания, заполняемом новейшими учениями с их иллюзорным систематизмом. Стоял у истоков российского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Писал музыкальные сочинения для органа, камерного ансамбля, фортепиано, романсы и др.
Пётр Борель. Портрет Владимира Одоевского. 1864–1865
Музыканты
Яначек Леош
Я́начек Ле́ош (1854–1928), чешский композитор и музыковед. Автор опер (наиболее известны: «Енуфа», 1904; «Приключения лисички-плутовки», 1924; «Средство Макропулоса», 1926), сочинений для оркестра (в том числе Симфониетта, 1926) и камерных составов, духовной музыки («Глаголическая месса», 1927, и др.), произведений на фольклорные темы и исторические сюжеты. Стилистика музыкальных произведений Яначека в целом близка его предшественнику – А. Дворжаку; национальный колорит его музыки вписан в широкий контекст западноевропейского романтизма, с типичными для этого течения эстетическими и технико-композиционными тенденциями.
Леош Яначек
Музыканты
Рихтер Эрнст Фридрих
Ри́хтер Эрнст Фри́дрих (1808–1879), немецкий музыкальный теоретик, органист, педагог. С 1843 г. преподавал теоретические предметы в Лейпцигской консерватории. Среди его музыкально-теоретических сочинений особой популярностью пользовался учебник «Практические занятия теорией музыки» («Die praktischen Studien zur Theorie der Musik», 1870–1874) в трёх томах: первый – «Учебник гармонии» (1853), второй – «Учебник простого и двойного контрапункта», 1872), третий – «Учебник фуги» (1859).
Эрнст Фридрих Рихтер.
Музыканты
Зехтер Симон
Зе́хтер Си́мон (1788–1867), австрийский музыкальный теоретик, педагог, органист, композитор. С 1824 г. придворный органист (в 1825–1863 главный органист) в Вене. В 1851–1867 гг. профессор консерватории венского Общества друзей музыки; среди учеников: А. Брукнер, А. Вьётан, А. Л. Гензельт, С. Тальберг, Т. Лешетицкий. Выдающийся музыкальный теоретик, один из самых значимых и влиятельных педагогов Вены 1-й половины 19 в. Автор трактата «Основы музыкальной композиции» (1853–1854), около 8 тыс. произведений (месс, сочинений для фортепиано, органа).
Симон Зехтер
Музыковеды
Губерт Николай Альбертович
Гу́берт Никола́й Альбе́ртович (1840–1888), российский музыковед, педагог, музыкальный критик. Учился у отца, композитора Альберта Губерта, затем в Санкт-Петербургской консерватории (1863–1868, классы теории композиции Н. И. Зарембы и инструментовки А. Г. Рубинштейна). Ближайший помощник Н. Г. Рубинштейна в организации работы Московской консерватории. Профессор (1870) и директор (1881–1883) Московской консерватории. Сотрудничал с газетой «Московские ведомости», автор статей и рецензий, посвящённых музыкальному театру, вопросам музыкального образования.
Николай Альбертович Губерт
1
2