Олби Эдвард
О́лби Э́двард, Эдвард Франклин Олби (Edward Franklin Albee) (12.3.1928, Вашингтон – 16.9.2016, Монток), американский драматург.
Был усыновлён в марте 1928 г.; воспитывался в семье, владевшей сетью музыкальных театров. В 1946–1947 гг. обучался в Тринити-колледже (Хартфорд, штат Коннектикут), откуда был исключён. В юности, покинув приёмных родителей, сменил множество профессий (курьер, продавец пластинок и др.), вошёл в круг нью-йоркской интеллектуальной богемы.
Ранние одноактные пьесы «Что случилось в зоопарке» («The zoo story», 1958; в русском переводе 1968 – «История в зоопарке»), «Песочница» («The sandbox», 1960), «Американская мечта» («The american dream», 1961; в русском переводе 1968 – «Американский идеал»), отразившие большое влияние эстетики театра абсурда (преимущественно драматургии С. Беккета и Э. Ионеско), принесли Э. Олби известность, создав ему репутацию острого критика традиционных американских ценностей, национального самолюбования и массовых иллюзий. Гротескно-ироническое изображение современного американского общества, бездуховности и пустоты повседневной жизни, остросатирические образы «средних» американцев нашли воплощение в пьесах «Смерть Бесси Смит» («The death of Bessie Smith», 1960), «Шаткое равновесие» («A delicate balance», 1966), «Морской пейзаж» («Seascape», 1975, русский перевод 2012), «Человек с тремя руками» («The man with three arms», 1983) и др. Наиболее известное сочинение Олби – пьеса «Кто боится Вирджинии Вулф?» («Who’s afraid of Virginia Woolf?», 1962; в русском переводе 1976 – «Не боюсь Вирджинии Вулф»), посвящённая проблеме трагического взаимонепонимания и разобщённости людей. Установка на сценический эксперимент отчётливо выражена в пьесах «Ящик и цитаты из председателя Мао» («Box, and Quotations from Chairman Mao Tse-Tung», 1969), «Три высокие женщины» («Three tall women», 1994). Среди поздних пьес Олби – «Коза, или Кто такая Сильвия?» («The goat, or Who is Sylvia?», 2002), «Стук-стук. Кто там?» («Knock! Knock! Who's there?», 2003).
Произведения Э. Олби насыщены иронией, сарказмом, «чёрным юмором»; им присущи неожиданные повороты сюжета, тонкое обыгрывание речевых клише американского обывателя. Автор театральных адаптаций произведений В. В. Набокова, Т. Капоте и других; сборников эссе и литературно-критических статей.