Яковлева Ольга Михайловна
Я́ковлева О́льга Миха́йловна (род. 14.3.1941, Тамбов), российская актриса, народная артистка РСФСР (1985).
Отец – коммерческий директор на различных заводах; мать – педагог, воспитательница в детском саду.
В школьном возрасте занималась в различных театральных студиях (в том числе в театральной студии при Театре юного зрителя в Алма-Ате; ныне Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Натальи Сац).
Творческая биография Яковлевой неразрывно связана с деятельностью А. В. Эфроса. После окончания Театрального училища имени Б. В. Щукина (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина; курс И. М. Рапопорта) в 1962 г. принята в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком Марка Захарова»). Среди ролей: Наташа («Сто четыре страницы про любовь» Э. С. Радзинского, 1964), Лика («Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова), Аня («Снимается кино» Радзинского; обе – 1965), Арманда Бежар («Мольер» М. А. Булгакова), Нина Заречная («Чайка» А. П. Чехова, обе –1966).
С 1967 г. в Московском драматическом театре на Малой Бронной: Ирина («Три сестры» Чехова, 1967; в постановке этой же пьесы в 1982 сыграла роль Маши), Джульетта, Дездемона («Ромео и Джульетта», 1970; «Отелло», 1976; обе пьесы – У. Шекспира), Эльвира («Дон Жуан» Мольера, 1973), Наталья Петровна («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1977), Альма («Лето и дым» Т. Уильямса, 1980), Жозефина («Наполеон Первый» Ф. Брукнера, 1983).
Наряду с ролями героического плана создавала и роли острохарактерные, почти гротескные: Лида («Обольститель Колобашкин» Радзинского, 1968), Агафья Тихоновна («Женитьба» Н. В. Гоголя, 1975), Коробочка («Дорога» В. А. Балясного по поэме «Мёртвые души» и письмам Гоголя, 1980) и др.
С 1984 г. в Московском театре на Таганке, куда Яковлева перешла, последовав за «своим» режиссёром. Здесь были сыграны роли Насти («На дне» М. Горького, 1984), Боди («Прекрасное воскресенье для пикника» Уильямса, 1985), Селимены («Мизантроп» Мольера, 1986).
После смерти Эфроса с 1987 г. жила во Франции; по возвращении, после приглашения её в труппу А. А. Гончаровым, поступила в Московский академический театр имени Вл. Маяковского (1991–2004). Первой работой в этом театре стал восстановленный спектакль Эфроса «Наполеон Первый» Брукнера (режиссёр возобновления Т. С. Казакова, 1992), в котором Яковлева сыграла Жозефину (премия «Хрустальная Турандот» «за вклад в искусство, очарование и прелесть» в номинации «лучшая женская роль», 1993). Позднее сыграла Мириам («В баре токийского отеля» Уильямса, 1996) и Теодору Фельт («Спуск с горы Морган» А. Миллера, 2005).
Как приглашённая актриса с начала 2000-х гг. в Московском Художественном академическом театре имени А. П. Чехова (с 2004 в штате): Мадлена Бежар («Кабала святош» Булгакова, 2001), Ноэми («Немного нежности» А. Николаи, 2003), Гиза («Кошки-мышки» И. Эркеня, 2004), Джудит Блисс («Весенняя лихорадка» Н. Коуарда, 2008), Бабушка («Обрыв» по И. А. Гончарову, 2010; премия «Золотая маска» в номинации «лучшая женская роль», 2011), Мадлен («Savannah Bay» М. Дюрас, 2012), Мавра Тарасовна («Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского, 2015).
С конца 1990-х гг. сотрудничает с различными театрами: в Московском театре под руководством О. Табакова (ныне Московский театр Олега Табакова) сыграла Софью Коломийцеву («Последние» Горького,1995; Государственная премия РФ за 1995, вручена в 1996; премия «Золотая маска» за лучшую женскую роль, 1996), Мелиссу Гарднер («Любовные письма» А. Гурнея, 2000); в Московском театре «Школа современной пьесы» (с 2023 название на афише – Театр на Трубной) исполнила роль Анны («Без зеркал» Н. Ю. Климонтовича, 1994); в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина (ныне «Центр драматургии и режиссуры») выступила в роли Лотты Галло («Путешествие Алисы в Швейцарию» Л. Берфуса, 2012).
Во Французском культурном центре в Москве в 1992 г. участвовала в спектакле П. Роллена «Король умирает» Э. Ионеско (Маргарита).
Снимается в кино и на ТВ. Особая страница биографии Яковлевой – роли в фильмах и телеспектаклях в постановке Эфроса, вошедшие в золотой фонд отечественного телевидения: Лика («Марат, Лика и Леонидик», 1971), Арманда Бежар («Всего несколько слов в честь господина де Мольера», 1973), Таня Балашова («Таня», 1974), Вера («Страницы журнала Печорина»,1975), Наталья Петровна («Месяц в деревне», 1983).
Работает на радио: характерные особенности «вибрирующего» голоса придают ролям актрисы особую изысканность и утончённость (Незнакомка – «Незнакомка» А. А. Блока, 1978; Маша – «Дубровский» по А. С. Пушкину, 1978, и др.).
Премия Благотворительного фонда Олега Табакова (2001, 2011). Международная премия Станиславского (в номинации «За выдающийся вклад в развитие русского театра», 2001; в номинации «Мастерство актёра. Женская роль», 2010). Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Театральное достояние» (2011). Специальная премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2021).
Награждена орденом Почёта (2006), орденом Дружбы (2011), орденом «За заслуги в культуре и искусстве» (2023).
Муж – И. А. Нетто (до 1987).