Марцевич Эдуард Евгеньевич
Марце́вич Эдуа́рд Евге́ньевич (29.12.1936, Тбилиси – 12.10.2013, Москва), российский актёр, режиссёр, народный артист РСФСР (1987).
По окончании Театрального училища имени М. С. Щепкина (курс К. А. Зубова, Г. Н. Дмитриева) в 1959–1969 гг. в Московском академическом театре имени Вл. Маяковского. Успешно дебютировал в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира в постановке Н. П. Охлопкова, 1954; ввод в 1959), продемонстрировав в искреннем и пылком герое твёрдый характер и силу духа. Среди других ролей: Сергей («Иркутская история» А. Н. Арбузова, 1960), Валерик («Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой, 1961), Эдип («Царь Эдип» Софокла, 1965).
С 1969 г. в Малом театре: Артур Мешем («Стакан воды» Э. Скриба, ввод в 1970), Аркадий Кирсанов («Отцы и дети» по И. С. Тургеневу, ввод в 1972), Кисельников («Пучина» А. Н. Островского, ввод в 1973), Грегор («Средство Макропулоса» К. Чапека, 1973), Райский («Обрыв» по И. А. Гончарову, 1973), Репетилов («Горе от ума» А. С. Грибоедова, ввод в 1976), Петя Трофимов («Вишнёвый сад», 1982) и Войницкий («Дядя Ваня», ввод в 1997) А. П. Чехова, Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, ввод в 1983), Иван фон Крижовец («Агония» М. Крлежи, ввод в 1983), царь Фёдор («Царь Фёдор Иоаннович», ввод в 1983) и Василий Шуйский («Царь Борис», 1993) А. К. Толстого, Дугин («Рядовые» А. А. Дударева, 1984), Веточкин («Холопы» П. П. Гнедича, 1987), князь К. («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, 1992), Лыняев («Волки и овцы» Островского, 1994), Сен-Феликс («Таинственный ящик» П. А. Каратыгина, ввод в 2004), Лука Лукич Хлопов («Ревизор» Н. В. Гоголя, 2006; премия Правительства РФ в области культуры, 2007) и др.
При внешней мягкости образа Э. Е. Марцевич умел чутко и мощно передать борьбу страстей и идей. Сценическое обаяние, артистизм, хрупкая нервная организация позволяли актёру создавать разноплановые роли – тонких интеллектуалов, самобытных характерных персонажей, праведников и демонических злодеев.
В 1978–1979 гг. учился режиссуре у Ю. Мильтиниса в студии при Паневежcком драматическом театре; поставил спектакли: «Старый дом» А. Н. Казанцева (1979), «Обыкновенная история» по И. А. Гончарову (1981) и др.
Среди постановок в Малом театре: «Отец» А. Стриндберга (1989, роль Ротмистра), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (1993, роль Крутицкого), «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1998).
В кино уже с первой роли (Аркадий Кирсанов в фильме «Отцы и дети», 1958) создавал образы рефлексирующих аристократичных по духу людей, как будто замерших в тревожном предощущении беды («Аннушка», 1959; «Красная палатка», 1969; «Кража», 1970; «Эта тревожная зима», 1975; «Зелёный фургон», 1983; «Рабэ вумэн», в прокате «Резиновая женщина», 1991). Те же черты отличали героев русской классики в интерпретации Э. Е. Марцевича (Райский – «Обрыв», 1973; Петя Трофимов – «Вишнёвый сад», 1976). Наиболее заметной работой этого периода стала богатая множеством нюансов роль отца Александра, испытавшего сомнения в вере («Ищу мою судьбу», 1974).
Начиная с роли Никодима в фильме «Семейные обстоятельства» (1977) экранный образ Э. Е. Марцевича заметно изменился – он играл людей нравственно нестойких, с лёгкостью готовых предать («Ипподром», 1979; «Кодовое название "Южный гром"», 1980; «С вечера до полудня», 1981; «У опасной черты», «Чёрный замок Ольшанский», оба – 1983; «Канкан в английском парке», 1984; «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», 1985; «Короткая игра», 1990; «Маэстро вор», 1994). Склонны к духовному садизму его герои в фильмах «Хлеб, золото, наган» (1980), «Женщина в белом» (1981), «Дом на дюнах» (1984), «Казино» (1992), «Пчёлка» (1993).
Из поздних работ наиболее сложной по психологическому рисунку стала роль стареющего интеллигента Шабельского в фильме «Иванов» (2010).
Среди других ролей в кино и на телевидении: Борис Друбецкой («Война и мир», 1965–1967), лорд Горинг («Идеальный муж»), Генрих Гейне («Карл Маркс. Молодые годы», оба – 1980), Лефорт («Россия молодая», 1981), Шарманщик («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», 1982), писатель («Продлись, продлись, очарованье…», 1984), Борис Фёдорович («Сделано в СССР», 1990), напарник Седого («Грех», 1992), Яцек Топорков («Маросейка, 12», 2000), Сергей («Курортный роман. Школа выживания», 2001).
В 2012 г. поставил фильм-спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
В 1973–1974 гг. преподавал в Театральном училище имени М. С. Щепкина.
Награждён орденами Дружбы (1997), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2006).